Арина Гайдукова
Логоритмика в жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
С каждым годом, в детских садах растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения детей современными технологиями: телевидиние, компьютеры и телефоны т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Публикация «Логоритмика в жизни детей» размещена в разделах
Цель:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.
Задачи:
• Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики.
• Показать значимость применения логоритмики в речевом развитии дошкольников.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется развивать чувство ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика - это слово, музыка и движение.
Задачами логоритмики являются :
-развивать общую и мелкую моторику, внимание, память и речь;
-совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
-развивать артикуляционный аппарат;
-закреплять умение ориентироваться в пространстве;
-воспитывать музыкальный слух и ритм.
В целом, логоритмические игры и упражнения включены в жизнедеятельность в детском саду. Это и утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями; проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок, скороговорок, во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям; речевые игры перед едой; логоритмические паузы на занятиях; динамические паузы между занятиями; театрализованные занятия с использованием речевого материала; подвижные игры, игры малой подвижности и всевозможные логоритмические досуги.
Что же включают в себя логоритмические упражнения. Это:
1. Двигательные упражнения
2. Речевые упражнения
3. Дыхательная гимнастика
4. Пальчиковые и подвижные игры
5. Упражнения на развитие внимания и памяти
6. Танцы под ритмодекламацию (это чёткое произнесение текста или стихов в заданном, одном ритме)
7. Артикуляционная гимнастика
8. Песни и стихи, сопровождающие движением
9. Упражнения на релаксацию
10. Так же игровой массаж, точечный и самомассаж с использованием музыки или стихотворений.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии.
Уважаемые коллеги, сегодня я покажу вам некоторые логоритмических упражнений которые я применяю в работе с детьми.
1. Валеологическая песенка-распевка. Она поднимает настроение, развивает память, воображение, реакцию, моторику, дикцию, координацию движений. (показ видео)
«Доброе утро!»
Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны)
И сегодня весь день будет веселее. (Хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (Выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! выполняя «фонарики»)
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! (Движения по тексту)
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (Разводят руки в стороны)
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
2. Пальчиковые игры
Предлагаю вашему вниманию пальчиковую игру, которая развивает не только речь, но и тренирует оба полушария мозга, потому, что в ней задействованы обе руки одновременно и движутся они в разных направлениях. Очень веселая и полезная игра.
Раз – два – три – четыре – пять
Вышли пальчики гулять
По дорожке побежали, побежали, побежали
И друг друга обняли.
Также есть пальчиковая гимнастика с проработкой звука.
Пальчиковая гимнастика «Умывалочка»
Кран открыли, чик-чик!
(дети делают вращательные движения кисть, «открывают кран»)
Руки моем, шик- шик
(трут ладони друг о друга)
Пусть бежит водичка, с-с-с!
(проводят ладонями по лицу сверху – вниз)
Мы умоем личико, с-с-с!
Мылом мы ладошки трём,
(растирают ладонями тыльную сторону)
Полотенцем промокнём.
Вот чистые ладошки,
(показывают друг другу)
Похлопаем немножко,
(хлопают в ладоши)
3. Упражнение. Дыхательная гимнастика
«Обними плечи»
Ах! Какой хороший я
Как же я люблю себя
Крепко обнимаю
Носиком вдыхаю.
«Цветочек», «Погреемся», «Насос»
4. Песня с движениями «Что зима с тобой случилось?» показ видео
На сегодняшний день существует много различных технологий, методик с применением логоритмики, которые способствуют общему развитию ребенка. Вот к примеру методика Екатерины Железновой, отличается легкостью восприятия материала, игровой формой подачи, кроме того она способствует физическому развитию, развивает мелкую моторику, память, мышление. В своей работе я также пользуюсь материалами Н. В. Нищевой, К. Орфа, Г. А. Волковой. С огромным желанием дети запоминают движения, подпевают слова к песням. Музыка – она всегда поднимает настроение у детей и вызывает положительные эмоции.
Итог: Сегодня вы увидели практические методы и приемы использования логоритмических упражнений. Все они проводятся в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи. Спасибо за внимание!