Папки-передвижки

Логоритмика в системе коррекционной работы

Ольга Хутиева
Логоритмика в системе коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время отмечаются возросшие социальные потребности общества в становлении языковой личности ребенка с нарушением речи и существующими условиями реализации данного направления в условиях логопедического пункта или логопедической группы детского сада требуют от ребенка включение в речевую коммуникацию, но, к сожалению ограниченность, затрудненность речевого общения при заикании отрицательно влияет на формирование личности.

Темочки:

Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И. Ю. Абелева, Л. З. Арутюнян, Л. И. Белякова, М. А. Виноградова, Н. А. Власова, и др.).

В настоящее время логопедическая работа при заикании проводится в детских дошкольных учреждениях с применением различных методик, многие из которых уделяют большое внимание логоритмике.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

По мнению Г,А. Волковой, логоритмика - это форма работы по преодолению речевых нарушений. В нее включаются двигательные упражнения, а также специальный речевой материал - легкие и ритмичные детские стихи, потешки, песенки, речевки, поговорки.

Заикание является сложным речевым нарушением, при котором нарушается лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательная программа и весь комплекс просодических характеристик. У заикающихся дошкольников отмечаются нарушения интонационной стороны речи, расстройства дыхания, наличие сопутствующих, насильственных движений, несовершенство общей и речевой моторики. Заикание часто сочетается с недостаточной сформированностью средств языка, а в отдельных случаях его проявления переплетаются с проявлениями общего недоразвития речи. У детей снижен контроль за смысловой стороной высказывания. Исследования показывают, что без специальной работы по развитию у заикающихся языковых средств и формированию навыков использования их в процессе общения, коррекция заикания оказывается неэффективной.

Заикающиеся дети медленнее детей с нормальной речью устанавливают связь между изменением музыкального сигнала и движением. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия. Нормализация двигательной сферы заикающегося ребенка помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена положительными чертами характера и поведения, появляющиеся у ребенка в процессе коррекции психомоторики.

В разные годы появлялись авторские методики по логопедической ритмике, созданные для работы с заикающимися детьми Г. А. Волковой, В. А. Гринер, Н. А. Рычковой, с успехом использующиеся в настоящее время в комплексной системе коррекционной работы.

Г. А. Волкова считает, что на логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игры: вводные; для развития слухового восприятия, внимания и памяти, зрительного восприятия, внимания и памяти; для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма; для развития подражательности; творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев; для развития мимики лица и орального праксиса; с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи; этюды для развития воображения, творческих способностей; для развития музыкальной памяти и музыкального творчества; заключительные; инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей, вечера юмора, пантомимы, концерты и т. п. (для взрослых).

Основой работы с заикающимся является выработка у него чувства ритма. Работа по развитию чувства ритма с применением логоритмики состоит из нескольких разделов:

– упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать или расслаблять мышцы). Такие упражнения используются на протяжении всего курса логоритмики сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки;

– упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением;

– упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позднее под речевое сопровождение;

– упражнения на развитие чувства темпа (скорости музыкального исполнения). Сначала темп усваивается на простых движениях, а затем включаются ходьба, движения ногами и бег;

– упражнения на развитие фонационного дыхания способствуют выработке правильного фонационного дыхания, сильного, продолжительного и постепенного выдоха;

– упражнения на развитие координации движений и речи можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия.

– упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

Таким образом, пользуясь методиками по логопедической ритмике, можно прийти к выводу, что логоритмические упражнения в коррекционной работе положительно влияют на заикающихся детей.

Использование средств логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания способствует развитию чувства темпа и ритма, речевого дыхания; развитию артикуляционной, общей и мелкой мимики, координации движений, кинестетических ощущений; развитию интонационной выразительности речи, голоса, фонематического слуха; развитию всех сторон речи, автоматизация звуков; актуализации полученных знаний по различным темам; развитию личностных качеств заикающегося.

Используемая литература:

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2005. - 176 с.

2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А. Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 272 с.

3. Филатова, Ю. О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи: дис. д-ра пед. наук: 13.00.03 / Филатова Ю. О. – Москва, 2014. – 310 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика в системе коррекционной работы
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 22:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика в системе коррекционной работы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Хутиева (УИ 1773306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД