Ольга Хутиева
Логоритмика в системе коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечаются возросшие социальные потребности общества в становлении языковой личности ребенка с нарушением речи и существующими условиями реализации данного направления в условиях логопедического пункта или логопедической группы детского сада требуют от ребенка включение в речевую коммуникацию, но, к сожалению ограниченность, затрудненность речевого общения при заикании отрицательно влияет на формирование личности.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И. Ю. Абелева, Л. З. Арутюнян, Л. И. Белякова, М. А. Виноградова, Н. А. Власова, и др.).
В настоящее время логопедическая работа при заикании проводится в детских дошкольных учреждениях с применением различных методик, многие из которых уделяют большое внимание логоритмике.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
По мнению Г,А. Волковой, логоритмика - это форма работы по преодолению речевых нарушений. В нее включаются двигательные упражнения, а также специальный речевой материал - легкие и ритмичные детские стихи, потешки, песенки, речевки, поговорки.
Заикание является сложным речевым нарушением, при котором нарушается лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательная программа и весь комплекс просодических характеристик. У заикающихся дошкольников отмечаются нарушения интонационной стороны речи, расстройства дыхания, наличие сопутствующих, насильственных движений, несовершенство общей и речевой моторики. Заикание часто сочетается с недостаточной сформированностью средств языка, а в отдельных случаях его проявления переплетаются с проявлениями общего недоразвития речи. У детей снижен контроль за смысловой стороной высказывания. Исследования показывают, что без специальной работы по развитию у заикающихся языковых средств и формированию навыков использования их в процессе общения, коррекция заикания оказывается неэффективной.
Заикающиеся дети медленнее детей с нормальной речью устанавливают связь между изменением музыкального сигнала и движением. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия. Нормализация двигательной сферы заикающегося ребенка помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена положительными чертами характера и поведения, появляющиеся у ребенка в процессе коррекции психомоторики.
В разные годы появлялись авторские методики по логопедической ритмике, созданные для работы с заикающимися детьми Г. А. Волковой, В. А. Гринер, Н. А. Рычковой, с успехом использующиеся в настоящее время в комплексной системе коррекционной работы.
Г. А. Волкова считает, что на логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игры: вводные; для развития слухового восприятия, внимания и памяти, зрительного восприятия, внимания и памяти; для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма; для развития подражательности; творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев; для развития мимики лица и орального праксиса; с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи; этюды для развития воображения, творческих способностей; для развития музыкальной памяти и музыкального творчества; заключительные; инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей, вечера юмора, пантомимы, концерты и т. п. (для взрослых).
Основой работы с заикающимся является выработка у него чувства ритма. Работа по развитию чувства ритма с применением логоритмики состоит из нескольких разделов:
– упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать или расслаблять мышцы). Такие упражнения используются на протяжении всего курса логоритмики сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки;
– упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением;
– упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позднее под речевое сопровождение;
– упражнения на развитие чувства темпа (скорости музыкального исполнения). Сначала темп усваивается на простых движениях, а затем включаются ходьба, движения ногами и бег;
– упражнения на развитие фонационного дыхания способствуют выработке правильного фонационного дыхания, сильного, продолжительного и постепенного выдоха;
– упражнения на развитие координации движений и речи можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия.
– упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
Таким образом, пользуясь методиками по логопедической ритмике, можно прийти к выводу, что логоритмические упражнения в коррекционной работе положительно влияют на заикающихся детей.
Использование средств логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания способствует развитию чувства темпа и ритма, речевого дыхания; развитию артикуляционной, общей и мелкой мимики, координации движений, кинестетических ощущений; развитию интонационной выразительности речи, голоса, фонематического слуха; развитию всех сторон речи, автоматизация звуков; актуализации полученных знаний по различным темам; развитию личностных качеств заикающегося.
Используемая литература:
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2005. - 176 с.
2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А. Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
3. Филатова, Ю. О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи: дис. д-ра пед. наук: 13.00.03 / Филатова Ю. О. – Москва, 2014. – 310 с.