Инесса Карастоянова
Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей
1. Логоритмику следует понимать, как взаимоотношение слова, музыки и движения. Это один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии.
Публикация «Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
3. Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
4Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике :
1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
2. приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: кубиков, массажных мячей и т. д.
3. Наглядно-слуховые приё мы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.
Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений.
Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.
Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.
5. Логоритмика состоит из следующих элементов:
• Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
• Скороговорки, чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
• Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
• Упражнения на развитие общей моторики, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
• упражнения для привития навыков речевого дыхания, для правильной работы диафрагмы и благотворного действия на кровеносные сосуды головного мозга.
• песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
• музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
• упражнения на расширение активного словаря детей
6. Далее мы предлагаем более детально рассмотреть некоторые элементы логоритмики, такие как артикуляционная гимнастика, 7. вокально- артикуляционные упражнения, 8. подвижные игры, 9. игры с музыкальными инструментами, 10. пальчиковые игры, и 11. словарь эмоций.
12. И рекомендуемая литература по логоритмике :
Картушина М. Ю. Вихарева Галина, Железнова Екатерина, Сакулина, Гуськова.
13. Спасибо за внимание