МААМ-картинки

Граттаж как средство формирования творческих способностей детей

Татьяна Рогачева
Граттаж как средство формирования творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: «Граттаж, средство формирования

творческих способностей детей»

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

Публикация «Граттаж как средство формирования творческих способностей детей» размещена в разделах

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но эта радость была несомненно. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Не думаю, чтобы Вы были исключением из общего правила. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование развивает зрение и движение, контролирует зрительные образы, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию, помогает постичь свойства материалов, обучает движениям, необходимым для тех или иных линий.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один их видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи

рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций (образное и логическое мышление, внимание, воображение, речь, память).

Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.

Я работаю в дошкольном учреждении более 19 лет и убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость. Раньше я, как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей детей. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества у современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Опыт моей работы свидетельствует : рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребёнка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

В настоящее время предлагается большое количество новых нетрадиционных техник, которые интересны детям. Они развивают творческие способности детей. Одна из интересных, ярких техник – это техника «Граттаж», с которой я и решила познакомить детей. Так что же такое граттаж?

Граттаж в переводе с французского языка означает «скрести, царапать». Техника граттаж - это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом на бумаге или картону, залитых тушью или гуашью.

В начале 20 века художники – графики применяли технику – граттографию.

Детям эта техника дана под названием «Цап - царапки» и вызывает у них большой интерес. И мои дети не исключение. Они с интересом слушали рассказы о новой технике. Рассматривали предложенные работы взрослых. Изобразительных техник великое множество, как сложных, так и самых простых, адаптированных для детского творчества, как в детском саду, так и в домашних условиях. И если рисование на белом листе вызывает интерес не у всех, то уж выцарапывание из черного, синего необычных цветовых контуров не оставит равнодушным ни одного ребёнка…

Первым этапом работы была беседа.

А начали мы с просто беседы, на которой я постаралась показать детям работы, рассказать, что это за техника… У детей появился интерес, им хотелось попробовать самостоятельно сделать работу. Рассматривая предложенные готовые работы, уточнили, чем можно рисовать в данном случае. Дети просто пришли в восторг: не кисть, а палочки!

Обговорили с детьми, что для данной технике нам понадобится: плотная бумага (для черчения или для акварели), или обычный белый картон (не глянцевый, акварельные краски, парафиновая свеча, гуашь темных тонов, либо белила, широкая кисть, мыло.

Вторым этапом был рассказ о подготовке листа для работы.

Я рассказала детям, что весь лист следует покрыть акварельными красками, не оставляя на бумаге просветы, - это может быть композиция ярких пятен (главное условие - избегать скучных, темных тонов, основа должна быть яркой, либо можно взять один цвет, либо просто оставить белый фон). Детальная прорисовка не нужна.

Следующий этап - натирание листа парафиновой свечой (равномерное нанесение ровным слоем).

Далее покрываем гуашью добавлением мыла и равномерно наносим на поверхность листа. Полученную основу оставляем в покое до полного высыхания. Вот первое наше занятие протекало именно так. Дети готовили фон, натирали свечой листы под моим руководством.

А вот этот этап наиболее интересен для юных художников. Начинаем царапать. Нам понадобился сподручный материал: мы использовали зубочистки (но это могут быть и стеки для пластилина, деревянные зубочистки, палочки от чупа – чупса, старые кисти без ворса, пластиковая вилка, ручка со стержнем, которая уже закончилась, перо или перьевая ручка). Вообще любой инструмент, которым

можно царапать. И начинаем творить! Под нажимом острого предмета верхний слой краски сходит, открывая цветные линии. Царапать можно по задуманному ранее рисунку – сюжету (после разглядывания иллюстраций, по подбору картинок, а можно придумать

что-то свое необычное, как бы продолжить линии (на что они могут быть похожи) Даже хаотично начерченные линии в этой технике воспринимаются как произведения искусства.

Готовую работу можно вешать на стенку и удивлять ей окружающих, никто не сможет догадаться, как это сделано. Мои дети были в полном восторге!

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей «Волшебные краски». Автор проекта: Хоптар Вита Михайловна. г. Нижний Новгород 2016г. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках.

Аппликация как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Основная общеобразовательная школа № 11» Аппликация как.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования «граттаж» «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования - ГРАТТАЖ» В дошкольном возрасте процесс познания.

Консультация для педагогов «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей»Консультация для педагогов «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» Ручной труд, как средство развития творческих способностей дошкольников «Истоки способностей и дарования у детей – на кончиках их пальцев.

Консультация для родителей и педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Учеными доказано, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Моделирование и конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Граттаж как средство формирования творческих способностей детей
Опубликовано: 22 октября 2016 в 20:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Граттаж как средство формирования творческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рогачева (УИ 861207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД