МААМ-картинки

Логоритмика как способ сотрудничества специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Наталья Ковальчук
Логоритмика как способ сотрудничества специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении полностью зависит от плодотворного сотрудничества педагогов разных профилей.

Приоритетной задачей становится внедрение эффективных образовательных технологий, направленных на развитие речи. Одной из таких технологий, комплексных методик реабилитации и коррекционной работы с дошкольниками является логоритмика.

Целью нашей работы в этом направлении является преодоление речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Публикация «Логоритмика как способ сотрудничества специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Логоритмика - это ряд упражнений, заданий, игр, сочетающих в себе музыку, движения и слово. Такое сочетание направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Как одна из эффективных комплексных методик реабилитации, логоритмика имеет целью речевое, музыкальное, физическое развитие ребёнка. Во время занятий логоритмикой дети учатся выговаривать звуки, играть на музыкальных инструментах, петь, играть в пальчиковые игры; укрепляют мышцы туловища, конечностей; совершенствуют координацию движений; формируют правильную осанку; развивают быстроту реакции, чувство ритма.

Задачи, которые мы решаем с помощью логоритмики:

оздоровительные:

укрепление костно-мышечного аппарата,

развитие дыхания, моторики

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память

Логоритмика, как современная эффективная технология развития детей, даёт возможность объединять работу специалистов детского сада. Так, логопед, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре с помощью логоритмики могут решать, как свои, так и общие задачи в воспитании и развитии детей.

Таким образом, эта технология является основой плодотворной совместной работы всех педагогов ДОУ и такое сотрудничество даёт педагогам возможность:

- побеждать проблемы с речевым развитием детей;

- добиваться их психологической раскованности;

- усовершенствовать их физическое и эмоциональное развитие.

Для этого в нашем ДОУ организовано Единое тематическое пространство.

Варианты включения логоритмики в жизнедеятельность детского сада.

1. Утренняя гимнастика с речёвками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

10. Логоритмические досуги.

Музыкально-логоритмические упражнения, игры, танцевальные композиции могут активно использоваться во время физической деятельности, утренней гимнастики, спортивных праздников и развлечений. Ведь логоритмика - эффективный метод развития мимики, мелкой и крупной моторики детей, во время которой создаются необходимые условия для обеспечения физической и психологической раскованности малышей.

В дошкольном учреждении логоритмика является одним из компонентов развивающих игр для усовершенствования интеллектуальных способностей детей. Движения, которые осваивает ребёнок с мелодией и словом, интересные сюжеты дают возможность запоминать достаточно большой объём информации. Ребёнок даже не замечает, как быстро он запоминает ту или иную песню, упражнение или музыкальную сказку.

Логоритмические упражнения можно использовать не только во время музыкальных занятий или занятий других специалистов, как разминку или «минутку отдыха», но и непосредственно перед занятием для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, пригласить их на занятие или настроить на соответствующий лад ещё в группе. А пальчиковые игры, которые являются неотъемлемой частью логоритмики, целесообразно проводить даже перед утренниками для эмоциональной поддержки и создания радостного настроения детей.

Таким образом, логоритмика является той технологией, которая обеспечивает взаимодействие специалистов. А сами логоритмические упражнения и игры являются эффективным инструментом не только коррекционной работы с детьми, но и творческого развития каждого ребёнка.

Если систематически вводить логоритмику и ритмопластику в процесс воспитания дошкольников, то у них:

нормализуются психические процессы и свойства;

быстрее формируются двигательные навыки;

чище и грамотнее становится речь;

эффективнее развиваются музыкальные и творческие способности.

Практика показывает, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой.

При планировании интегрированных и тематических занятий мы учитываем конкретный материал той или иной лексической темы, подбирая для музыкальных занятий репертуар, который позволил бы закрепить тот или иной речевой материал.

Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных музыкальных занятий.

Структура интегрированных музыкальных занятий:

• движения под музыку (упражнения на различные виды ходьбы и бега, координацию движений, ориентировку в пространстве, регулировку мышечного тонуса);

• речевые игры со звучащими жестами (разучивание четверостишия, сопровождаемого движениями);

• ритмические игры в кругу с предметами

• слушание музыки;

• артикуляционная гимнастика, мимические упражнения или гимнастика для глаз;

• распевание - упражнения на развитие дыхания, голоса, чистоту интонирования;

• пение, сопровождаемое жестами;

• пальчиковая, ритмическая или музыкально-дидактическая игра;

• танец или хоровод;

• музыкальная подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от плана или сюжета занятие может включать речевые или музыкальные игры, слушание музыки, пение, задания на развитие чувства ритма или внимания, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, упражнения на релаксацию под музыку.

Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

Ритмические игры с предметами и без предметов

Коммуникативные логоритмические игры

Слушание музыки

Пение

Музыкально-дидактические игры

Игра на детских музыкальных инструментах.

Методы и приёмы, применяемые на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения, впервые были предложены В. А. Гринер для работы с заикающимися детьми. Речь идет о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и в соответствии с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребенку, имеющему речевые патологии.

Рекомендации по подбору стихотворного материала.

1. Стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи.

2. Длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение.

3. Чтобы было легче сопровождать текст движениями, в стихотворении должна преобладать глагольная лексика.

4. Чтобы исключить механические движения, в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующие лицо.

5. Стихотворения подбираются с учетом возраста, речевых и двигательных возможностей.

Для таких упражнений необходимо специально подбирать стихотворный материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических заданий:

- речевой материал для нормализации темпа и ритма речи детей;

- для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи;

- для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д.

Речевые игры и упражнения

При организации начала занятия мы используем именно такие речевые упражнения на координацию речи с движением. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не разучивается. Выполняя логоритмические упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.

На занятиях мы используем ритмические игры с разными предметами: палочками, мячиками, стаканчиками. Это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

(Упражнение с палочками «Эхо. Паровозик. Лошадки»).

Очень интересны и полезны игры, основанные на принципе ритмичной передачи предмета по кругу под стихотворный текст или под музыку. («Как у деда Ермолая» (со стаканчиками, «Музыкальный момент» (с мячами).

Детям очень нравятся коммуникативные логоритмические игры, в которые они с удовольствием играют не только на музыкальном занятии, но и в самостоятельной деятельности («Бай качи»).

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности, но вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим в процессе разучивания песни, танца или игры. Поэтому мы делаем акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения.

Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор и словарный запас дошкольников, влияют на развитие связной речи и формирование грамматических категорий.

Дети знакомятся с шедеврами мировой музыкальной культуры, инструментами симфонического оркестра. Учатся выражать словами свои впечатления о музыке, узнавать музыкальные инструменты по голосу, изображению, правильно их называть и формировать грамматические категории, отвечая на вопрос: «Как называется музыкант, который играет на скрипке, флейте и т. д. ?» Слушание музыки очень помогает в решении такой коррекционной задачи, как развитие внимания и памяти.

Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.

В ходе работы над текстом разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаются упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.

Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования используем фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков.

В работе над дикцией используем прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т. к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

При первом разучивании мелодии и текста песни используем приём «пение внутренним голосом по фразам», т. е. беззвучное артикулирование текста песни под музыку.

В работе над развитием звуковысотного слуха используем приём сольфеджио. Для этого мы разработали дидактическое пособие «Музыкальная лесенка», благодаря которому у детей хорошо развивается чистота интонирования и слухо-зрительно-двигательная координация.

Ведь дети не просто поют, но и «водят песенку по лесенке», соотнося высоту звука в пении с движением руки. А когда умение «провести песенку по лесенке» станет уверенным и стабильным, ребенок легко сыграет эту мелодию на металлофоне или ксилофоне.

Используя вышеперечисленные приемы в пении, мы заметили значительные улучшения: исчезла излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении, улучшилась чистота интонирования мелодии. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.

Универсальным и действенным методом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается внимание, память, мыслительные процессы, т. е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.

Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развивается познавательный интерес, музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух и чувство ритма. Понимая важность этого вида деятельности, мы постоянно пополняем копилку музыкально - дидактических игр, которые развивают творческое мышление, воспитывают любовь и интерес к музыке, расширяют кругозор, помогают решать коррекционные задачи.

Для знакомства с длительностями нот и развития чувства ритма было разработано дидактическое пособие «Дружная семейка», которое помогает детям координировать движения со счетом и музыкой.

Детям предлагаются наиболее доступные сочетания из восьмых, четвертных, половинных и целых нот. При этом у них воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять таким несложным ритмам свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются. Автоматизированное движение исключает напряженность в двигательном аппарате, создает экономию сил, развивает легкость в движении и тем самым повышает качество исполнения.

Для развития чувства ритма мы проводим игры с использованием ритмических блоков: «Научи Матрёшку танцевать», «Эхо», «Аплодисменты», «Деревья и цветы» «Овощной или Фруктовый салат» и др.

Очень нравится детям дидактическое пособие И. М. Каплуновой для развития чувства ритма «Ритмический поезд».

В вагончик вставляются картинки или ритмические карточки. По же-ланию детей выбирается машинист поезда (белочка или ёжик). Дети по-очереди или все вместе читают ритмический рисунок ритмослогами (ТА – долгий, ТИ – короткий звук, прохлопывают сложившуюся ритмическую цепочку, или играют на любом музыкальном инструменте по выбору ребенка.

По такому же принципу играем в дидактическую игру «Ритмические гусенички».

Дидактическую игру «Музыкальные домики» мы проводим как итог цикла занятий по знакомству детей с инструментами симфонического оркестра, в которой проявляется решение многих коррекционных задач: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса и формирование грамматических категорий.

Предлагаем вашему вниманию логоритмическую игру на развитие координации движений и ритмического чувства, как пример вариативной работы с текстом. Сначала этот текст являлся основой ритмической игры в кругу, затем мы играли с этим текстом в игру-передачу стаканчиков по кругу, а затем этот текст стал основой настольной дидактической игры.

«Про кошку»

Раз, два, тори, четыре!

Кошку грамоте учили.

Не читать, не писать,

А за мышками скакать.

Игра на ДМИ - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

Детским музыкальным инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности, поэтому в нашем детском саду собрана большая коллекция музыкальных инструментов.

Для развития звуковысотного слуха используем диатонические колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже.

Играя на металлофонах, ксилофонах дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками.

Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты.

Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бубенчика и бубна.

Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «холодно - горячо»).

На музыкальных инструментах можно играть, не только находясь в статичном положении, но и сочетая игру на музыкальных инструментах и движения, что значительно усложняет образовательную задачу и одновременно усиливает результат коррекционного воздействия музыки и движения на ребёнка.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на флейтах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

В заключение можно сделать вывод, что использование логоритмики, позволило добиться устойчивого внимания дошкольников на протяжении всего занятия, повысить результативность в усвоении практического речевого и музыкального материала, а также выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речиПесочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи. Современные условия развития образовательных процессов дали толчок к поиску.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика как способ сотрудничества специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 24 мая 2022 в 09:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика как способ сотрудничества специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ковальчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД