Татьяна Помыткина
Консультация для родителей «Логоритмика как метод речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Публикация «Консультация для родителей „Логоритмика как метод речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Вопрос о речевом развитии ребенка в нынешнее время стоит очень остро, т. к. с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями.
Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Что же такое логоритмика? Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова,
Под влиянием занятий логоритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логоритмика – это один из качественных методов работы по развитию речи малыша.
Музыке на логоритмических занятиях отведена особая роль. Она рассматривается в качестве целебного инструмента, излечивающего душу и тело. Музыка выступает в качестве источника положительных эмоций. Приятные для слуха мотивы переводят организм в состояние позитивного эмоционального возбуждения, сопровождающегося тонизацией ЦНС и повышением внимания.
Из других положительных моментов следует отметить улучшение обмена веществ, стимуляцию кровообращения и дыхания, а также повышение тонуса коры головного мозга.
Мышечная реактивность и моторика тесно связаны с музыкальным ритмом. Последний легко переходит в пластику, представляющую собой комплекс осуществляемых телом движений. Сочетающиеся с мелодией слова способствуют развитию и (при необходимости) коррекции двигательной сферы.
А так как ведущим видом деятельности детей является игра, игровая технология - логоритмика, благодаря своей высокой эмоциональной насыщенности, является очень эффективной в развитии речи. А включение элементов логоритмики в процесс овладения звуковой стороной речи способствует непосредственному развитию речи детей и согласованности движений с речью. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка и т. д.
В процессе логоритмических игр, упражнений происходит активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной.
На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:
-развитие слухового и зрительного внимания (например, умение
произвольно реагировать на музыкальный сигнал);
-снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
-интонационно-мелодическое развитие речи;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие и укрепление мимической мускулатуры;
-развитие силы, высоты, тембра голоса;
-совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
-развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
-развитие эмоционального мира ребенка и воображения (дети учатся создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики);
-развитие чувства ритма и координации движений;
-формирование пространственных представлений и схемы тела
(например усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ).
Логоритмические занятия включают :
-двигательные игры и упражнения (в том числе различные виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки);
-дыхательные упражнения;
-упражнения для развития мышечного тонуса;
-счётные упражнения;
-вокальные упражнения;
-слушание музыки;
-чтение стихов под ритм или музыку;
-ударный оркестр;
-самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика;
-психогимнастические упражнения.
Музыка и музыкальные инструменты – неотъемлемый атрибут в логоритмике. Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс : на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова. Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.
Литература.
1. Аксанова Т. Ю., Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР - СПб., Детство-Пресс, 2009.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2010. -400с.
4. Анохин П. К., Системные механизмы высшей нервной деятельности.
- М., 1979.
5. Архипова Е. Ф., Логопедическая работа с детьми : учебное пособие/Е. Ф. Архипова. - М., 2006.
6. Аюпова Е. Е., Степанова А. Г., Логоритмика в детском саду : Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. - Пермь, 2009.