Елена Фокина
Логоритмическое занятие «Игрушки» с детьми с ОНР с третьим уровнем речевого развития
МБДОУ Детский сад № 1 с. Якшур-Бодья Удмуртская Республика
Автор: Фокина Елена Анатольевна, учитель- логопед
Задачи:
• Совершенствовать умение двигаться в соответствии с ритмично исполняемой музыкой, развивать мимическую и мелкую моторику, координацию движений, развивать объем физиологического дыхания, диафрагмальное и фонационное дыхание, артикуляцию и дикцию.
• Воспитывать речевое внимание, силу и выразительность голоса, обогащать словарь, формировать умение употреблять в речи относительные прилагательные, наречия справа, слева, предлог между, развивать диалогические формы общения, монологическую речь.
Публикация «Логоритмическое занятие „Игрушки“ с детьми с ОНР с третьим уровнем речевого развития» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
• Развивать чувство ритма, эмоционально-волевую сферу.
Оборудование: куклы – обереги, игрушки, мяч, презентация по теме «Игрушки», костюмы, атрибуты для инсценировки.
Ход занятия:
Вводная часть.
1. Организационный момент.
Дети входят в зал под спокойную музыку. Приветствие детей и гостей.
- Здравствуйте ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть, чему вы научились. Давайте все вместе дружно поздороваемся с гостями.
2. Упражнение на дыхание «Дышим вместе с куклой Татой»
Нас ждет кукла Тата, вместе с ней выполним дыхательную и звуковую гимнастику.
(педагог произносит текст, дети дышат: вдох носом, выдох ртом)
Дышим вместе с куклой Татой:
Вдох – выдох, вдох – выдох.
Вместе нам учиться надо:
Носом – вдох, выдох - ртом.
3. Фонетическая ритмика
Основная часть
4. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
На большом диване в ряд (Растираем ладоши
Куклы Катины сидят: (соединяем ладошки, пальцы направлены вверх)
Два медведя, Буратино, (Загибаем поочерёдно все пальчики)
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибает поочерёдно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Начиная с указательного поочередно
Мы игрушки сосчитать. соединяем подушечки пальцев с большим)
- Ребята, о чем говорилось в стихотворении? (об игрушках).
- Назовите, какие игрушки вы запомнили.
- Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- На протяжении всей недели мы с вами говорили об игрушках, о том какие они бывают. Вы рассказывали мне о ваших любимых игрушках?
- Ребята, а вы знаете, какими игрушками играли ваши бабушки, прабабушки, прадедушки, дедушки, когда были маленькими? Хотите узнать?
Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие в город игрушек.
Раз, два, три – покружись,
В городе игрушек окажись!
5. Самомассаж биологически активных точек лица «Городок игрушек». (слайд №1)
Давайте расскажем гостям, где же находится этот «Город игрушек».
Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам.
Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа.
Есть волшебный городок – растираем ладонями мочки ушей снизу
Где живут игрушки – вверх и наоборот.
Дружно, весело живут - гладим уголки губ по направлению к ушам.
И танцуют, и поют
6. Артикуляционная гимнастика.
Нашего Язычка пригласили на день рождения, и он решил сходить в магазин игрушек и выбрать подарок для своего друга.
Сначала Язычок заглянул в отдел музыкальных игрушек и увидел дудку. Решил поиграть на ней (Упр. «Трубочка» (слайд №2). Затем Язычок обратил внимание на красивую гармошку и тоже попробовал поиграть на ней (Упр. «Гармошка» (слайд №3). При выходе из этого отдела Язычок увидел, как мальчик выбивает дробь на большом красном барабане. Язычку тоже захотелось поиграть на нем, так он и сделал (Упр. «Барабанщик» (слайд №4)
Затем Язычок отправился в отдел мягких игрушек и сразу же заметил лошадку с густой гривой (Упр. «Лошадка» (слайд №5, чуть подальше увидел веселых обезьянок, качающихся на качелях (Упр. «Качели» (слайд №6)
Надо сказать, что Язычок наш – очень шустрый мальчишка и очень любит подвижные игры, поэтому решил все – таки подарок выбрать в отделе
спортивных игрушек. Когда вошел в этот отдел, он сразу же обратил внимание на кожаный футбольный мяч (Упр. «Шарик» (слайд №7).
Язычок представил, как он вместе с друзьями будет гонять футбол и решил в подарок приобрести футбольный мяч (Упр. «Футбол» (слайд №8).
7. Знакомство с русскими народными игрушками.
Как вы думаете, ребята, какая самая первая игрушка появляется у малыша? (ответы детей)
Послушайте загадку:
Тронешь - сразу загремит
И младенца удивит.
Что за яркая игрушка? -
Для малышки. (погремушка) (слайд №9)
- Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности тоже была погремушка. Погремушки дарили новорожденному и мамы напевали колыбельные песни, постукивая этими погремушками. Считалось, что своим шумом погремушки отгоняют злых духов от ребенка. Древние русские погремушки конечно же отличались от современных погремушек и представляли собой шарики из глины, бересты или дерева с горошинками или маленькими шариками внутри. (слайд №10)
В наше время игрушки делают на специальных фабриках. Это яркие, современные игрушки, которые умеют разговаривать, петь, прыгать, самостоятельно ездить и летать.
А в стародавние времена народные мастера изготавливали игрушки своими руками и имели игрушки особое значение - их использовали и для игр, и в качестве талисманов. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу оберег, то она будет защищать и оберегать всех членов семьи. Кукла изготавливалась из лоскутков ткани. Посмотрите на эти игрушки, выполненные мастерами из различных тканей. (слайд №11)
Русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Видно, такая была душа у русского народа, умел он хорошо работать, отдыхать, и всегда заботился о своих детях. Народные мастера придумывали всякие игрушки и забавы. Их изготавливали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани, называли - потешки. Это были - деревянные кони, коровы, олени, лебеди, птички и другие предметы. (слайд №12)
8. Игра «Разные игрушки» (игра с мячом).
Цель: Закрепление навыков образования относительных прилагательных.
Давайте мы с вами вспомним, из какого материала могут быть изготовлены игрушки. Я бросаю вам мяч и называю игрушку и материал, из которого изготовлена она, вы называете какая игрушка и возвращаете мяч обратно мне. Например, погремушка из глины – глиняная погремушка.
- Кукла из соломы - …
- Мяч из резины - …
- Пирамида из пластмассы - …
- Машина из железа - …
- Матрешка из дерева - …
- Свистулька из глины -… и т. д.
9. - Ребята, скажите, какую деревянную игрушку знают и любят во всем мире, и ни один турист - иностранец не уедет из России без этой куклы-сувенира. Ответ спрятался в загадке.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка) (слайд №13)
- Конечно же, это матрешка! Замечательная русская народная игрушка! О ней, как и о народных героях, слагают легенды. Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей).
На самом деле ей более 100 лет.
- Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрешкой? (Ответы детей).
- Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрена, именно от него и получила свое название Матрешка.
- Наши матрешки приглашают нас на танец. Все девочки превращаются в матрешек, а мальчики - в игрушки неваляшки или Ваньки – встаньки.
10. Физкультминутка «Матрёшки» (Муз. Сопровождение)
Мы – веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки. (Руки на пояс поочередно выставляют Ладушки, ладушки! ногу на пятку вперед)
Завязали мы платочки. (Держатся за уголки завязанных
Ладушки, ладушки! платочков)
Раскраснелись наши щёчки. (растирают кулачками щечки)
Ладушки, ладушки!
В сарафанах наших пестрых. (держатся за подолы платья)
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
11. Стихи А. Л. Барто.
- А сейчас я хочу вам показать игрушки, которыми играли ваши бабушки, прабабушки, прадедушки, дедушки. Одну из таких игрушек, сегодня, наверное, мало кто из ребят узнает. Такой игрушки сейчас нет, а когда - то этот бычок, который мог «ходить», то есть спускаться, переставляя ножки по наклонной доске, стоял в витрине магазина. (слайд №14)
Мимо магазина шла грустная поэтесса А. Л. Барто. Ей показалось, что бычку тоже не весело, вот так появилось стихотворение «Бычок».
А. Л. Барто (слайд №15) написала много стихов для детей, в которых учила переживать различные эмоции, а также любить людей, окружающую природу и животных. Игрушкам поэтесса Агния Барто посвятила целый цикл стихов и во многих из них игрушки выглядят грустными, как и герой печального стихотворения «Бычок».
Наши ребята выучили некоторые из них, давайте их послушаем.
«Бычок» (слайд №14)
Идёт Бычок качается,
Вздыхает на ходу:
Вот доска кончается,
Сейчас я упаду.
«Мишка» (слайд №16)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу —
Потому что он хороший.
«Зайка» (слайд №16)
Зайку бросила хозяйка —
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
12. Слушание песни «Песня игрушек» сл. Б. Заходера.
- Ребята, как вы думаете, почему в стихах Агнии Барто многие игрушки грустные? (ответы детей). Давайте послушаем «Песню игрушек» и узнаем, что же случилось, почему игрушкам стало грустно. (слайд №17)
- Вы внимательно слушали песню. Скажите, как нужно относиться к игрушкам?
- Правильно. Игрушки нужно беречь, не ломать, не бросать. Пока с ними большой, сильный, любящий ребёнок, игрушки счастливы, они чувствуют себя в безопасности, они как будто живые. И даже, оказывается, гуляют по комнате, когда мы спим или, когда детей забирают из детского сада.
- Представим себе: наступила ночь – ребята ложатся спать, а игрушки оживают и начинают двигаться по комнате.
13. Физминутка (Муз. сопровождение).
Вот солдатики шагают:
Ножки четко выставляют. (Маршировка на месте или по кругу)
Повязав платки в горошки, (Ритмичная ходьба с поворотами
В пляс отправились матрешки. туловища; руки на поясе)
На носочки, Ванька-встанька, (Перекатывание на месте
А потом на пятки встань-ка. с носков на пятки и наоборот)
И юла плясать пустилась:
Завертелась, закружилась. (Круговые поскоки)
Вот бегут машины,
Шуршат своими шинами. (Бегают по кругу,
Желтые и красные-
Все такие разные. изображая езду на машине, и шипят)
-Ш-ш-ш…
Медвежонок взял гармошку,
Поиграть решил немножко.
Раз, два! Поворот….
Он танцует и поет!
Зазвенели погремушки. (Резко и ритмично встряхивать руками
перед собой, стоя на месте)
Тише всех стоял Петрушка. (На вдох плавно поднять руки,
на выдох — опустить)
14. Инсценировка стихотворения В. Берестова «Про машину».
(слайд №18)
Игрушки любят, когда в них играют и от того, что дети их не замечают игрушки могут даже заболеть.
- Давайте посмотрим, что однажды приключилось с машиной, про которую ребята совсем забыли. Хорошо, когда рядом есть опытный врач.
Автор: Вот девочка Марина.
А вот ее машина.
Марина: – На, машина, чашку.
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка,
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали!
Автор: Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невеселая была.
Мишка Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой «Мишка».
Кукла Катя Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.
Доктор знает все на свете.
Первоклассный доктор – Петя
Доктор выслушал больную,
Грузовую, заводную,
Головою покачал
И сказал:
Доктор Петя : – Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело жить без дела –
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять –
И завести! (звук мотора машины)
- Спасибо ребятам, они у нас как настоящие артисты.
Так что же случилось с машиной, почему она заболела? (Ответы детей)
15. Магазин игрушек.
Ну а сейчас я предлагаю вам отправиться в магазин современных игрушек, которые вам очень хорошо знакомы.
Раз, два, три – покружись,
В магазине игрушек окажись!
- Посмотрите, как много игрушек в нашем магазине!
Вот игрушки встали в ряд
Мы попросим всех ребят.
Сосчитать их справа, слева
Слушать внимательно
И задания выполнять старательно.
Игра «Где стоят игрушки?».
Цель: Ориентировка в пространстве, употребление в речи предлогов справа, слева, между, над, под.
- Какая игрушка стоит справа от куклы? (пирамидка)
- Какая игрушка стоит слева от кораблика? (мяч)
- Какая игрушка стоит между матрёшкой и мишкой? (кубики)
- Сколько раз я хлопну в ладоши, сосчитайте слева столько игрушек и назовите следующую.
Молодцы, все задания выполнили правильно,
16. Игра «Мы сейчас пойдем направо» (Муз. Сопровождение).
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Мы сейчас пойдем направо».
Мы сейчас пойдем направо. Дружно – раз, два, три!
А потом пойдем налево. Дружно – раз, два, три!
В центре круга соберемся. Дружно – раз, два, три!
И на место все вернемся. Дружно – раз, два, три!
Мы тихонечко присядем. Дружно – раз, два, три!
А потом мы вместе встанем. Дружно – раз, два, три!
Мы попрыгаем легонько. Дружно – раз, два, три!
И покружимся тихонько. Дружно – раз, два, три!
Заключительная часть.
17. Упражнение на расслабление мышечного тонуса.
«Тряпичная кукла и солдат».
Вы — солдаты. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь (показать детям эту позу). Вы — солдаты. А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Ваше тело стало мягким и подвижным, как у тряпичной куклы (показать детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваше тело становится мягким. Затем встряхните руками, как будто вы стряхиваете с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. с волос. с ног.
- Наше путешествие, ребята, подошло к концу, пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три – покружись,
В детском саду окажись!
18. Подведение итогов занятия
Расскажите:
- Где мы с вами побывали?
- Что вы нового узнали?
- Что вам понравилось?
- Что вам показалось интересным?