Ольга Саленко
Логоритмические упражнения для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмические игры для детей дошкольного возраста
Логоритмические упражнения учат детей сочетать свои движение с заданным текстом. Эта игра подходит для совсем еще крошечек, но может быть использована и позже. Положите малыша на спинку, возьмите его за ручки. Произносите четко подряд гласные: А-О-У-И, выполняя под каждую свое движение: А – поднимите руки ребенка вверх, О – вытяните ручки вперед, У – разведите их в стороны, И – опустите вниз.
Публикация «Логоритмические упражнения для дошкольников» размещена в разделах
Малышам постарше предложите самому выполнять движение под заданную Вами гласную (Например, Вы говорите: «У-У», ребенок разводит руки в стороны). Такая игра еще и развивает внимание.
Игра с бубном
Сначала постучите в бубен, говоря при этом ТА-ТА-ТА. Когда малыш научится стучать по нему сам, говорите ТА-ТА-ТА за него. Позже под стук бубна произносите стихотворение:
Буду в бубен я играть,
ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА.
Будет (имя малыша) танцевать,
ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА.
Игру завершите «пляской под бубен», это позволит Вам сохранить веселый эмоциональный настрой.
Игра с молоточком
Вам понадобится игрушечный молоточек. Постукивайте им сначала по своей ладони, затем по ладошке малыша, произнося текст игры:
Тук-тук, ток-ток,
Вот какой молоток!
Тук-тук, ток-ток,
Так стучит молоток!
Пользуйтесь время от времени молотком, чтобы «починить» детский стульчик, какие-нибудь другие предметы, «построить домик». При этом каждый раз произносите стишок. Этим Вы будете побуждать малыша использовать речь при его игровых действиях.
Киска и собачка
Эта игра учит малыша запоминать и подражать голосам животных. Познакомьте ребенка с игрушками.
Ходит киска серенькая,
Хвост пушистый, беленький,
Сядет, умывается,
Лапкой утирается:
Мяу-мяу-мяу!
К нам пришла собачка,
Умная собачка.
С детками играет,
Очень громко лает:
Ав-ав-ав!
Когда малыш запомнит их, играйте сразу с обеими, побуждая ребенка озвучивать животных.
Веселая киска у (имя) живет,
Веселая киска песни поет:
Мяу-мяу-мяу!
Вместе с киской собачка живет,
Веселые песни собачка поет:
Ав-ав-ав!
Веселые музыканты
Подражайте игре на музыкальных инструментах, напевая песенку:
Все мы музыканты, вот нас сколько
Мы играем польку для друзей:
Ду-ду-ду, гудки гудят,
Ду-ду-ду зовут ребят!
Бум-бум-бум, в барабаны бей,
Бум-бум-бум, зови друзей!
Все мы музыканты, вот нас сколько,
Мы играем польку для друзей.
Первая пляска
Учите малыша сочетать движения с текстом игры. Останавливайтесь после каждой строчки, побуждая его к действиям: «Покажи, как мы хлопаем» или «Топни ножкой». Не забывайте хвалить ребенка за малейшие достижения! Вы будете удивлены, когда малыш начнет без ошибок выполнять все движения пляски под Ваше пение без подсказок!
Ручками похлопаем –
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопаем –
Топ-топ-топ!
Ручками помашем –
Да-да-да!
Ножками попляшем –
Ля-ля-ля!
Лечим медвежонка
Прекрасная игра на разучивание частей тела. Часто детки, даже зная их названия почему-то отказываются их показать по просьбе взрослого. Попробуйте немного изменить свою просьбу. Произносите текст и одновременно сопровождайте свои слова показом на игрушке:
Заболел наш Мишенька, Мишенька-топтыженька.
Заболела у Мишеньки головка: ой-ой!
Заболел у Мишеньки животик: ой-ой!
Заболело у Мишеньки ушко: ой-ой!
Погладим у Мишеньки головку: так-так!
Погладим у Мишеньки животик: так-так!
Погладим у Мишеньки ушко: так-так!
Не болит у Мишеньки головка: нет-нет!
Не болит у Мишеньки животик: нет-нет!
Не болит у Мишеньки ушко: нет-нет!
Обязательно заканчивайте игру на позитиве: Мишенька здоров!
Усложняйте или упрощайте игру за счет изменения количества частей тела (начните с одной, постепенно добавляйте глазки, носик, а также коленочки, пяточки и т. д., учитывая возраст своего малыша. Не затягивайте игру, употребляйте не более 5-6 наименований.
После игры предложите малышу спеть с Мишкой, расскажите ему стихотворение про Мишутку, весело потанцуйте или отправляйтесь вместе на прогулку.
Машины
Побуждайте малыша озвучивать движение машин с помощью такого стишка:
У нас машины разные: БИ-БИ, БИ-БИ.
И желтые, и красные - БИ-БИ, БИ-БИ.
Машины за машинами – БИ-БИ, БИ-БИ –
Шуршат своими шинами! БИ-БИ, БИ-БИ!
Игра с птичкой
Для этой игры Вам понадобится игрушечная птичка. Можете сделать ее сами или просто показать малышу картинку. Игра учит малыша озвучивать птичку, стимулирует речевую активность. Вначале познакомьте ребенка с птичкой:
Маленькая птичка прилетела к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет,
Маленькая птичка песенки поет:
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
В другой раз спрячьте птичку за ширмой (это может быть обычная спинка стула) и говорите:
Кто там в домике сидит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Кто там в домике пищит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Покажите птичку:
Там птичка сидит,
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Там птичка пищит,
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Купаем куклу
Приготовьте таз, куклу, «мыло», полотенце. Совсем необязательно всегда наливать воду, просто иногда Вы можете проводить эту игру во время купания малыша. В другие дни можно обойтись сухим тазом. Скажите малышу, что Кукле пора купаться. Произносите бодро стишок:
Кто тут будет куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг,
В ванне ножкой дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется!
«Намыливайте» кукле голову, ручку, комментируя свои действия (дайте «намылить» куклу и малышу, называя части тела. Потом «споласкивайте» все, что «намылили», а затем «вытирайте». Постепенно ребенок не только усваивает названия частей тела, но и учится пользоваться полотенцем, расческой (после купания причешите куколку, запоминает
последовательность процедур.
Колыбельная для куклы
Возьмите куклу. Скажите ребенку, что Ляля устала и хочет спать. Покачайте куклу на руках, напевая закрытым ртом знакомую малышу колыбельную. Через некоторое время уложите куклу на подушку, скажите: «Ляля спит. Ляля баю-бай». Приложите палец к губам:
«Тс-с-с».
Впоследствии напевайте мотив колыбельной на звук а-а-а, затем о-о-о. Побуждайте малыша подпевать Вам, а в конце игры прикладывать пальчик к губам.
Я надеюсь, что предложенные в этой статье игры помогут Вам и Вашему малышу в освоении начального этапа становления речи. Проявив свое творчество, Вы сможете легко изменить их, усовершенствовать, подстроить именно под своего ребенка.
Игры по развитию речи
Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
"Подбор прилагательных"
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
"Что бывает?"
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
"Узнавание"
Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
"Цепочка слов"
Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка".
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная.
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор.
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым.
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд. и т. д.
"Кто что делает"
Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.
а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"
б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, "ветер" — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.
в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр. ; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.
г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?
Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.
"Подбор объектов к действию"
Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" — человек, доска, собака, корабль; "греет?" — солнце, печь, грелка; "летает?" — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
Игра "Добавь слово"
Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз,. ананас,. абрикос,. апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша. "
Игра "Дополни предложение"
Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине, но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце" :
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.
Заикалки
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Здесь предполагается использование мяча любого размера, поэтому игра служит не только отличной интеллектуальной, но и физической разминкой. Вы можете привлекать к участию в ней детей даже самого младшего возраста, упрощая или усложняя задание.
Игроки усаживаются в круг лицом друг к другу. Возьмите в руки мяч и перебросьте его любому другому игроку, называя при этом первую половину какого-либо слова. Тот, кому вы кинули мяч, за то время, которое мяч находится в воздухе, должен догадаться, какое слово вы имели в виду, и продолжить его. Он, в свою очередь, называет первую половину другого слова и перебрасывает мяч следующему игроку. Если игрок не может назвать слово или думает слишком долго, он выбывает из игры. Победителем считается тот, кто последним останется в игре.
Почтальон
Количество игроков: любое
Дополнительно: конверты с изображением животного или птицы
Игра формирует навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах.
Конверты с изображением животного или птицы, означают адресата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).
Например:
Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки.
Ведущий говорит: "Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть картинки и говорить, кому оно и от кого".
При затруднении ведущий оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».
Исправь меня
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит с ошибками, а дети его должны исправить.
Например:
– Я иду по вода.
– Заяц спит над снегом.
– Цветы стоят на вазе.
– Мальчик вышел за дома.
– Дождик идет под лесом.
– Рыбы плавают к реке.
– Девочка съела два тарелки каши.
– В магазине продают много хлеб.
– У коты пушистые усы.
– Курица зовет своих цыплятов.
Буриме
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ребенку предлагаются два рифмующихся друг с другом слова, которые должны стать конечными словами строк в придуманном им двустишии. Например, ребенку можно предложить составить двустишия с парами слов: палка-галка, банан-обман, розы-грозы, кошка-ложка, чашка-кашка и т. д. (Из земли торчала палка, на нее уселась галка. На столе сидела кошка, рядом с ней лежала ложка).
Развлекаловка
Количество игроков: любое
Дополнительно: листок бумаги и ручка
Игра заключается в том, чтобы из начальных букв любого слова составить текст телеграммы, в которой все слова начинались бы с букв этого слова. Первое слово телеграммы должно начинаться на первую букву выбранного слова, второе – на вторую букву и т. д.
Победителей и побежденных в этой игре нет, время на ее проведение не ограничено. В составлении телеграмм можно участвовать индивидуально, а можно коллективно.
Опечатки
Количество игроков: любое
Дополнительно: любая книга
Участникам предстоит переставить буквы или вставить новые так, чтобы получились новые смешные слова. Например: глава семьи – главарь семьи. Придумыванием опечаток можно заниматься коллективно.
Сиритори
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сиритори — японский вариант игры в слова: игроки по очереди называют слова, каждое следующее слово должно начинаться с того же слога, на который окончилось предыдущее.
Называть можно только существительные. Слова не должны повторяться.
Определи игрушку
Количество игроков: любое
Дополнительно: любые игрушки
Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие игроки придумывают какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек. Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий. Игроки поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.
Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, игроки дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.
Кому угощение?
Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки с изображением животных
Ведущий говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
Больше, чем… Меньше, чем
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Взрослый ставит задачу:
- Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал.
Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а дети подбирают предмет, который меньше названного.
Веселый попугайчик
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Детям говорят: «Вы - веселые попугайчики, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможете ли вы повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будьте внимательны».
Дети и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде 1 ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па – па-па-па-па-па.
Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.