Получи документы

Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Чернякова
Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством логопедической ритмики

В современных условиях развития общества детская речь, ее развитие и формирование — одна из важнейших и наиболее актуальных задач детского сада. Неправильное звукопроизношение, нечёткая дикция, неразвитый фонематический слух, недостаточное владение грамматическими нормами родного языка, бедность словаря — это недостатки речи детей, своевременное устранение которых поможет предотвратить трудности в общении, овладении навыками чтения и письма. Помочь решить данные проблемы способна логоритмическая ритмика, представляющая систему музыкально — двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых упражнений.

Публикация «Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Практическое значение логоритмики заключается в возможности объединить образные представления детей с мышечными ощущениями, что способствует улучшению показателей двигательной памяти, совершенствует умение ориентироваться в пространстве, координирует речь и движения.

Вопросами изучения и практического применения логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений занимались многие учё ные: Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов, Н. А. Рычкова. Однако находкой в работе с воспитанниками, именно для меня, стали логоритмические упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Их применение позволило нормализовать темп и ритм речи детей, пополнить и обогатить словарный запас, автоматизировать произношение звуков. Особый интерес у ребят вызывает упражнение «Рассказывание стихов при помощи рук», позволяющее проявить творчество, фантазию, нестандартность мышления. Пропевание звуков в сочетании с движением, по методике А. Я. Мухиной, помогает воздействовать на морально-психологическую и сенсомоторную сферу детей, делает движения более чёткими и осознанными.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей средствами логоритмики проводится комплексно: одновременно развивается речевое дыхание и голос, умеренный темп речи и интонационная выразительность, артикуляционная и мимическая моторика, координируется речь с движением, развивается фонематический слух, общая моторика, чувство музыкального темпа и ритма, все виды внимания и памяти.

Элементы логопедической ритмики постоянно включаются в специально организованную и нерегламентированную деятельность воспитанников. Дети принимают активное участие в логоритмических паузах на занятиях, динамических паузах между занятиями, в бодрящей гимнастике со звуками, подвижных играх с пением, играх малой подвижности с речевым компонентом. Элементы логопедической ритмики включаются и в режимные моменты: утреннюю гимнастику, умывание, одевание на прогулку в виде проговаривания потешек, чистоговорок, стихотворений.

Литературный материал для логоритмических упражнений подбирается с учётом индивидуальных, возрастных и речевых особенностей детей, с опорой на определённый динамический размер, оптимальную длину строки, насыщенность глагольной лексикой для иллюстрации движений, сюжетную линию и действующее лицо для понимания логической связи между текстом и движением. Дети в процессе упражнений получают установку на движение в заданном ритме, на смену темпа, чёткую артикуляцию звуков, равномерное распределение выдоха, согласованность движений и речевого материала.

Работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи проводится в нескольких направлениях. Очень важным является развитие речевого дыхания и голоса, направленные на выполнение бесшумного, постепенного, спокойного вдоха и длительного выдоха. Совершенствовать речевое дыхание помогают дыхательные упражнения без предметов «Подуем на плечо», «Надуем мяч», упражнения с предметами (снежинками, цветами, пёрышками, дождинками, с элементами пальчиковой гимнастики «Задуем свечу, «Тренировка», в сочетании с общеразвивающими упражнениями «Насос», «Дровосек», с фиксированным выдохом со звуком и словом, с синхронизацией речи и движения. Особый интерес у детей вызывают дидактические игры «Звуковая дорожка», «Намотай на клубочек», «Слоговая зарядка», «Удлини фразу», «Пять названий» (на одном выдохе). Для формирования артикуляционной базы звуков используются дыхательные артикуляционные тренинги, которые сначала проводятся изолированно, а затем включаются в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест.

Следующее направление- работа по формированию силы и высоты голоса воспитанников. Оно включает упражнения на удлинение произнесения звуков, на усиление голоса по схеме (артикуляция — шёпот — тихо — громко, на ослабление голоса с паузой, прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса, произнесение дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса, предложений с логическим ударением. Развивать силу и высоту голоса воспитанникам помогают подвижные игры, требующие проговаривания вполголоса «Тише, дети.», «Кот и мыши», упражнения на развитие гибкости голоса «Перекличка», «Эхо», «Лестница», упражнения на смену высоты голоса «Комар», «Близко — далеко», игры — инсценировки по сказкам, сценические диалоги, дидактические рассказы со звукоподражаниями.

Основа развития умеренного темпа и ритма речи воспитанников — умение подчинять темп собственных движений темпу музыки, согласовывать темп движений и речи. Освоить названные умения воспитанникам помогают ходьба с произнесением звуков, слогов, слов и фраз, медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога, произнесение слов и притопывание в такт проговариванию, ритмизированное произнесение слов под хлопки, воспроизведение ритма считалочки, стихотворения, скороговорки с дирижированием в такт.

Развитие артикуляционной и мимической моторики — важный аспект в формировании правильного произношения, поэтому систематичность, многократность повторений, фиксация артикуляционной позы, усложнение упражнений, использование игровых приёмов — это факторы, на которые обращается особое внимание. Для поддержания интереса воспитанников к артикуляционной гимнастике используется приём утрированного произношения и интонирования звуков, включение показа и объяснения артикуляции звуков в игровой сюжет «Сказка Веселого Язычка», индивидуальные и хоровые проговаривания, образные физкультурные паузы со звуками и звукосочетаниями, узнавание звуков по артикуляции.

Особое внимание уделяется упражнениям на координацию речи с движением, так как стихотворный текст является для воспитанников ритмической основой для выполняемых движений, а двигательный компонент служит стимулом к запоминанию текста. Особый интерес у детей вызывают сказочные физкультминутки, позволяющие перевоплощаться в сказочных героев, имитировать речь и движения персонажей, развивающие воображение, фантазию, закрепляющие знание сказок. Этот вид работы позволяет ребятам не только отдохнуть, создать хорошее настроение, но и совершенствовать произношение звуков и слов.

Развитие мелкой моторики — это направление, которому уделяется особое внимание. Пальчиковые игры в коррекционной работе сочетаются со стихами, песенками, потешками, считалками, сказками. Используются игры — манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, гимнастика в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Логопедическая ритмика в воспитании звуковой культуры речи детей является действенным и эффективным средством коррекции речевых нарушений, так как у воспитанников развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, улучшается координация речи с движением, формируется правильное речевое дыхание, пополняется лексический запас, улучшается звукопроизношение и формируется культура речевого общения. Занятия по овладению правильным звукопроизношением становятся не только необходимыми, но интересными и весёлыми.

Логоритмические упражнения способствуют развитию правильной и выразительной речи ребёнка, развивают крупную и мелкую моторику, формируют пространственные представления, создают благоприятный микроклимат на занятиях, стимулируют желание к овладению всеми аспектами речи через игру, приобщают детей к миру слова, музыки и движений.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещенияИгровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещения Предлагаемые игровые упражнения проводятся на прогулочном участке в зимнее время,подгруппами детей и в индивидуальной работе. Для поощрения.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Логоритмические упражнения для малышейЛогоритмические упражнения для малышей Хочу поделиться с вами опытом работы в системе логоритмика. В этом году предложили заниматься с детьми, которые посещают логопункт. Каждое.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возрастаУпражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста В 90-ые годы прошлого века, в ходе практических экспериментов, ученые Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Л. В. Фомина.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2023 в 10:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чернякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД