Получи документы

Логопункт как путь успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского сада

Елена Неретина
Логопункт как путь успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

Тема:

в «Логопункт, как путь успешной интеграции

дошкольников с речевыми нарушениями образовательный процесс

детского сада. Взаимосвязь логопеда с родителями».

Цель работы логопункта : обеспечить речевое развитие дошкольников в соот-ветствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Публикация «Логопункт как путь успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского сада» размещена в разделах

Выделены три основных направления работы логопеда и поставлены задачи в каждом из них.

Диагностика: своевременно выявлять речевую патологию и тенденцию к речевым нарушениям у детей с раннего возраста.

Коррекция: корригировать любые речевые нарушения у всех нуждающихся детей со старшего дошкольного возраста.

Профилактика: предупреждать речевые нарушения у детей с раннего возраста.

Учитывая особенности и речевые проблемы, в каждой возрастной параллели стоят свои профилактические задачи.

Ранний возраст: дети до 3-х лет предупреждать заикание и ОНР социального ха-рактера.

Младшая группа: предупреждать ОНР и дефекты звукопроизношения.

Средняя группа: предупреждать дефекты звукопроизношения.

Старшая группа: предупреждать фонематические нарушения и лексико-грамматические виды дисграфии.

Подготовительная группа: предупреждать дисграфию и дислексию.

Решать эти задачи удаётся уже на протяжении многих лет при том, что харак-теристика речи детей в нашем ДОУ выглядит так:

80% - 90% детей до 2-х лет – ЗРР на разные эпикризные сроки;

60% - 70% детей 3-х – 5-ти лет – речевые нарушения, не относящиеся к возрастным;

в 5 лет речевая характеристика детей ДОУ выглядит так, что большинство (65%) со-ставляют дети с общим речевым недоразвитием, обусловленным дизартрией:

Понятно, что детям с ОНР трудно постичь всё то, что предполагает не только образовательная программа, но и возраст ребёнка.

Справится с такой ситуацией на дошкольном логопедическом пункте логопеду в одиночку почти невозможно. Необходимо опираться на ряд принципов и создать необходимые условия. Назову только главные, которые обуславливают результа-тивность логопедической работы и, позволяют развиваться детям-логопатам в со-ответствии с возрастом.

Главный принцип: осуществление логопедической деятельности логопеда на дошкольном логопункте в тесном взаимодействии со всеми участниками об-разовательного процесса в каждом направлении работы логопеда. Здесь важно не дублировать друг друга, каждому взрослому понимать приоритетные задачи. В каж-дом направлении мы работаем все вместе, но организует всю деятельность логопед, выбирая себе главного союзника.

Схема приоритетного взаимодействия

КОРРЕКЦИЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИАГНОСТИКА

ЛОГОПЕД +

РОДИТЕЛИ

(еженедельные консульта-ции для родителей по за-креплению речевого навы-ка)

ЛОГОПЕД +

МЕТОДИСТ

(обучение педагогов и контроль)

ЛОГОПЕД +

ВОСПИТАТЕЛИ

(мониторинг динамики ре-чевого развития, опера-тивное решение речевых проблем)

Деятельность логопеда на дошкольном логопедическом пункте в каждом направлении.

Диагностика. Проводится 2 раза в год во всех дошкольных группах. Цели бы-вают разные, в зависимости от возраста детей и времени обследования (начало или конец года). Но есть главные цели при любом логопедическом обследовании :

- выявить речевую патологию либо тенденцию к речевой патологии;

- определить динамику речевого развития (есть ли улучшения или ухудшения в ре-чи, или почти нет продвижений в речевом развитии).

На обследование группы уходит примерно час и проводится оно в группе. Прово-дится по схеме:

- короткая бытовая беседа,

- ребёнок рассказывает любое стихотворение,

- повторяет предложения со словами определённой слоговой структуры,

- логопед предлагает выполнить одно фонематическое упражнение.

Надо учитывать, что на логопункте логопедическое обследование решает ещё и профилактические задачи. Поэтому проводить его надо в присутствии основного воспитателя группы или методиста. После или во время беседы с ребёнком логопед даё т воспитателю рекомендации: какие упражнения (фонетические, лексические, грамматические) надо проводить в группе, когда родители могут обратиться на кон-сультацию на логопункт, к какому ещё специалисту необходимо обратиться родите-лям. Запись ведёт и логопед в тетради мониторинга речи детей всего ДОУ, а воспи-татель записывает в подобную тетрадь группы. Все данные фиксируются очень кратко.

Целью педагогической диагностики речи является определение уровня речи ребёнка. Обязательно вместе с педагогами выявляем детей группы риска. Таких де-тей необходимо обследовать одновременно с психологом или воспитателем вместе с родителями. Такой подход снижает нагрузку на ребёнка и предупреждает возмож-ную спорную или конфликтную ситуацию. А самое главное, позволяет быстро определить ближайшую зону развития ребёнка и совместно довести речевое разви-тие ребёнка до нормы, либо выбрать более эффективный образовательный маршрут. Коррекция. Этот процесс слишком кропотливый и индивидуальный, и в результатах в первую очередь заинтересованы родители. Поэтому они являются главными союзниками в исправлении дефектов речи своего ребёнка. Конечно, к этой работе в качестве помощников подключаются и воспитатели. Такое союзничество необхо-димо, так как ОНР, да ещё на фоне дизартрии в условиях логопункта одному лого-педу не удастся исправить. На логопункте в течении года занимается 25 детей с пяти лет. Ежедневно занятия посещают 11 детей.

Для того чтобы коррекция речи была эффективной, учитывая, что детей с ОНР на логопункте 60% и 100% с дизартрией практическим путём выработались некото-рые особенные подходы к организации логопункта.

Например:

- весь коррекционный процесс организует логопед, но с детьми с ОНР выстраивается работа таким образом, что некоторыми сторонами речи занимается логопед, а воспитатель закрепляет специальными методами и приёмами, которые подсказывает логопед (фонетико-фонематическая сторона речи и грамматическая). Работу над лексикой в основном проводит воспитатель с организующей помощью логопеда. Связная речь: логопед правильно структурирует разные типы высказывания у лого-патов и индивидуализирует лексику и грамматику, а содержание отрабатывает вос-питатель;

- воспитатель в ДОУ общеразвивающего вида не владеет коррекционными методами, поэтому на еженедельных оперативных совещаниях логопед с участием методиста обучает этим приёмам педагогов;

Залог результативной коррекционной логопедической деятельности на лого-пункте – взаимодействие. Оно заключается в том, что воспитатели и родители должны понимать, что в основном ответственность за развитие ребёнка несут они и - идти на взаимодействие, воспринимая деятельность логопеда, как необходимую помощь и поддержку. А логопед берёт на себя всю моральную ответственность за состояние речи детей (не говоря об этом педагогам ДОУ). Но родители и педагоги всегда чувствуют ответственность и помощь логопеда и охотно сотрудничают.

Профилактика. Сама коррекция речевой патологии у дошкольников является предупреждением не только дисграфии и дислексии, но и неудовлетворительного обучения в школе вообще. Начинать профилактику надо с самого поступления ре-бёнка в детский сад, хорошо представляя профилактические задачи в каждом до-школьном возрасте и любое логопедическое мероприятие в детском саду должно иметь профилактическую направленность. Даже вся логопедическая диагностика должна строиться так, чтобы в первую очередь заметить тенденцию к речевому нарушению, а во вторую – определить патологию. Просто информирование является малоэффективным методом предупреждения речевых нарушений. Необходимы обу-чающие кружки, тренинги, консультации.

Как выполнять домашние задания по коррекции

звукопроизношения?

1. Начинать следует с пальчиковой гимнастики.

2. Затем выполните артикуляционные упражнения для язычка.

3. Выполните несколько дыхательных упражнений, используя подручные средства.

4. Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования пра-вильного произношения. Стимулируйте ребенка к использованию звука в самостоя-тельной речи, тактично исправляйте и почаще хвалите.

5. Помните! В нашем деле главное — это система! Занимайтесь ежедневно. Демонстрируйте успехи ребенка всем знакомым и незнакомым. Чем больше и чаще ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!

Как выполнять домашние задания по рабочим листам?

1. Для выполнения домашних заданий необходимо самостоятельно переносить всю информацию из «Уголка логопеда» в тетрадь ребенка.

2. Все задания по подбору и раскрашиванию картинного материала выполня-ются к обозначенному календарному сроку и будут просматриваться логопедом.

3. Весь речевой материал необходимо прорабатывать с ребенком дома.

4. Задания по составлению предложений, рассказов, подбору нужных слов необходимо записывать со слов ребенка, помогая ему, на рабочем листе.

5. Папки необходимо приносить в дни логопедических занятий.

Творческий подход к выполнению заданий

приветствуется!

Совместная и регулярная работа поможет нашим детям быстрее пройти путь к Стране правильной речи.

Если у вас возникнет необходимость пообщаться с логопедом (или такая необходимость возникнет у логопеда, он будет рад встрече в часы консультаций.

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проект «Безопасный путь от дома до детского сада» (отчёт)Проект «Безопасный путь от дома до детского сада» (отчёт) «Безопасный в садик путь, это вам не как-нибудь. Карту этого маршрута ты составить не забудь. Нам родители помогут выбрать верную дорогу.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопункт как путь успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского сада
Опубликовано: 13 мая 2022 в 10:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопункт как путь успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Елена Неретина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД