Вера Семенова
Конспект занятия «Ударение. Ударный слог. Ударная гласная»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Ударение. Ударный слог. Ударная гласная»
Цель: закрепить знания детей об ударении, ударной гласной и ударном слоге.
Задачи: закрепить знания детей о безударных гласных и правописании слов с безударными гласными в корнях;
учить работать с деформированным предложением;
развивать слуховое внимание, восприятие и память;
воспитывать чувство уважения к одноклассникам, умение слушать, не перебивать товарища.
Публикация «Конспект занятия „Ударение, Ударный слог, Ударная гласная“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Слог. Слоговая структура речи
- Ударение, ударные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Оборудование: рабочие тетради, ручки, простые карандаши, доска, мел, карточки с деформированными предложениями, изображения замка, замка, кружков, кружек, ноутбук, аудиозапись музыки Е. Железновой «Автобус».
Лексико-грамматический материал: омографы замок-замок, кружки-кружки, слова с пропущенными гласными в корне слова, деформированные предложения.
План занятия :
1 Знакомство с темой занятия
2 Развитие слогового анализа и синтеза
3 Уточнение правописания гласных в словах
4 Физкультминутка
5 Развитие навыков языкового анализа и синтеза
6 Итог занятия
Ход занятия:
1 Знакомство с темой занятия (активизация внимания)
Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Садитесь ровно, положите руки на парту и послушайте меня. Сегодня на занятии мы с вами вспомним, что такое ударение и ударная гласная, поработаем со словами и предложениями.
2 Развитие слогового анализа и синтеза
Посмотрите на доску и запишите в своих тетрадях слово, которое вы видите на доске. Дети пишут слово замок. Миша, прочитай слово. Куда падает ударение? Для чего нужен замок? (замок нужен для того, чтобы закрывать дверь) Логопед показывает картинку с замком и рисует его на доске, затем просит детей: «Нарисуйте простым карандашом рядом с этим словом замок»
Напишите следующее слово, которое вы видите на доске – замок. Женя, прочитай слово (если ребенок читает так же, как первое слово, логопед просит поставить ударение на другой слог). Куда падает ударение в этом слове? Что такое замок? (крепость) Логопед показывает картинку с замком и рисует его на доске, затем просит детей: «Нарисуйте простым карандашом рядом с этим словом замок».
Ребята, сколько звуков в слове замок? Назовите их. А в слове замок? Назовите их. Звуки в этих словах одинаковые? (да) А слова одинаковые? (нет) Вот какое большое значение играет ударение!
Та же работа проводится со словами кружки – (посуда) и кружки – (геометрические фигуры).
3 Уточнение правописания гласных в словах
Сейчас на доске я буду писать слова, в которых пропущена одна гласная. А вы должны вставить недостающую букву и прочитать получившееся слово.
_жик (ежик)
Д_има (Дима) – дети могут сказать слово дома, тогда обращается внимание на то, что слово написано с большой буквы, а значит – это имя.
в_сна (весна) – уточняется, что в слове весна пишем букву Е и проверить ее не можем, нужно запомнить
хл_ба (хлеба) – подбирается проверочное слово – хлеб и вспоминается правило о том, как проверять безударные гласные в корне – изменить слово так, чтобы безударная буква стала ударной. То же со словами н_сить (носить, д_машний (домашний).
Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием!
4 Физкультминутка
А теперь немного отдохнем и потанцуем (дети выполняют движения под музыку Е. Железновой «Автобус»)
5 Развитие навыков языкового анализа и синтеза
А сейчас мы с вами будем сочинять стихотворение. Я раздам вам карточки с деформированными предложениями. Ваша задача заключается в том, чтобы составить из данных слов предложения, а затем, соединив их, создать стихотворение.
Жил, лесу, в, гном, веселый.
Он, дом, построил, себе.
Рядом, гномик, жил, поменьше.
Кустом, домик, построил, под.
Миша, читай первую строчку. Составь предложение из этих слов.
Жил в лесу веселый гном.
Женя прочитай первую строчку. Составь предложение из этих слов.
Он построил себе дом.
Игорь поработай со следующей строчкой.
Рядом жил поменьше домик.
Ксюша, скажи какое последние предложение получится.
Под кустом построил домик.
Кирилл, прочитай нам все стихотворение.
Жил в лесу веселый гном.
Он построил себе дом.
Рядом жил поменьше домик.
Под кустом построил домик.
Замечательное стихотворение у нас получилось.
6 Итог занятия
Ребята, давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии? (ответы детей). Что вам особенно понравилось делать? (ответы детей)
А мне понравилось, как вы себя вели и как хорошо вы работали. Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Отдыхайте.
7 Использованная литература: Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов/ Е. В. Мазанова. – 2-еизд., ипр. – М. : Издательство ГНОМ, 2016. – 128с.