Наталья Рассылкина
Логопедическое занятие в 3 классе Скош VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков и букв Т, Ть – Д, Дь в предложениях и тексте».
Цель:
1. Развивать фонематический слух.
2. 2. Совершенствовать навыки дифференциации звуков Т, Ть, Д, Дь и букв Т-Д в предложениях и тексте.
3. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
4. Расширять словарный запас.
Оборудование: картинки, в названии которых есть звуки Т и Д.
Ход занятия
1. Дыхательная гимнастика
Вдох носом – выдох носом
Вдох носом – вдох ртом
Вдох ртом - выдох носом
Вдох ртом – выдох ртом
(Вдох – короткий 1,2
Выдох – длинный 1,2,3,4)
Публикация «Логопедическое занятие в 3 классе Скош VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
2. Артикуляционная гимнастика
«Окно», «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Чашечка», «Индюк». Каждое упражнение по 4-6 раз.
На улице хорошая погода – мы радуемся.
Но вдруг солнце скрылось, стало пасмурно – мы огорчились.
Вот подул ветер и быстро разогнал все тучи – мы удивились, и нам опять стало радостно, приятно.
На улице какое время года?
Мороз щиплет уши, давайте их немного разотрём.
3. Определение темы занятия.
Ребята, а какое у вас любимое время года? Почему?
Лето. Летние каникулы. А давайте сравним с вами два времени года и немного вспомним лето.
Летом дни жаркие, а зимой – холодные.
Летом небо светлое, а зимой – тёмное.
Летом день длинный, а зимой – короткий.
Скажите, пожалуйста, а какой звук встречается во всех словах, которые вы назвали: тёмное, тусклое, короткий? - Т
4. Характеристика звуков.
Т – согласный, глухой.
А если добавим горлышко, то какой звук получится? – Д ( характеристика: согласный, звонкий, т. к. горло дрожит)
(Руку приложили к горлу).
Как мы обозначаем схемой звонкие согласные – (колокольчик)
Глухие – (наушники)
5. Соотнесение звуков с буквами Д и Т.
Ребята, давайте подумаем, на что похожи буквы Т и Д (дом, молоток).
(На доске соответствующие картинки).
6. Сравнение слов - паронимов по смыслу и звучанию. «Какое слово вставить?» (На экране появляются соответствующие фразе картинки)
У мамы растёт послушная
В конце предложения ставится. очка
На озере плавает красивая
Для ловли рыбы нужна у. очка
Бабушка насолила огурцов целую
Нитки для шитья намотаны на ка. ушку
Познакомить детей с новым словом кадушка. Показать картинку. Объяснить назначение этого предмета.
Чем отличаются эти слова? ( одним звуком: в одном слове звук Д, в другом вместо звука Д стоит звук Т, а смысл слова меняется полностью)
7. Запись слов под диктовку (по наличию Т-Д) в тетрадях.
-Нарисуйте посередине листка колокольчик и наушники. Под колокольчиком запишите слова со звуком Д, под наушниками – со звуком Т.
Ветка, ведро, стук, посуда, трава, подушка, тетради. Проверка – прочитать слова со звуком Т, затем - со звуком Д.
8. Физминутка.
Мы на лыжах в лес идем. Дети шагают.
Мы взбираемся на холм. Дети машут руками, словно лыжными палками.
Палки нам идти помогут
Будет нам легка дорога
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит,
И среди ветвей шумит. Вращение туловищем вправо и влево.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый, мягкий мячик. Прыжки
Раз прыжок и два прыжок-
Вот и скрылся наш дружок!
9. А теперь прочитайте столбики со слогами:
Да – дя
До - дё
Ды - ди
В чём вы слышите разницу между слогами? Как звучит буква Д в разных столбцах?
Прочитайте следующие слоги:
Та - тя
То - тё
Ты - ти
В одном столбце звук Т твёрдый, в другом – мягкий. Как мы в тетради обозначаем мягкие согласные? (зелёным цветом). А твёрдые? (синим).
10. Задания на карточках.
-Вставьте в текст буквы Д или Т. (текст у каждого ученика на карточке)
Ле_о с_ояло жаркое. В _оме _ухота. От жары все спря_ались в _ень _ерева. _ат с_ои_ с_ол и _абуре_ки. На с_оле в кувшине холо_ная во_а. Ря_ом с _омом ка_ушка. Сего_ня в ней купаю_ся воробьи, над во_ой кружат с_рекозы.
-А теперь будет сложное задание. Нужно вставить буквы Д и Т в текст либо синим, либо зелёным цветом. Вспомните, как мы определим, какую букву вставить? (Руку приложим к горлышку и тихонько произнесём)
На __воре зимой холо__но. Ве__ер завывает в __рубах. Живо__ные прячутся ближе к __омам. П__ицы си__ят на ве__ках и не чирикаю. Только __е__ям весело. Они ка__аются с ле__яной горы.
11. Итоги.
Чему мы сегодня на занятии учились? Вы молодцы!
Справились с заданиями. А кто ещё пока допускает ошибки, с теми я позанимаюсь дополнительно и дам упражнения вашей учительнице, чтобы она повторила и закрепила с вами всё, чему мы учились. Тогда ошибок в диктантах у вас будет гораздо меньше.