Екатерина Шатохина
Конспект логопедического занятия «Здравствуй, лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Здравствуй, лето»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Расширение и уточнение представлений о временах года. Смена времен года.
2. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето» : ( глаголы: наступать, припекать, расцветать, отдыхать, загорать, купаться, нюхать, ловить; существительные: лето, река, дача, море, лес, ягоды, грибы, одуванчик, ромашка, колокольчик, дождь, туча; прилагательные: теплый, жаркий, знойный, грибной, ясный, алый, вкусный, спелый, ароматный)
Публикация «Конспект логопедического занятия „Здравствуй, лето“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Логопедические занятия
- Темочки
3. Закрепление навыка выделения первого звука в слове, определения последовательности и количества звуков в слове. Закрепление навыка звукового анализа слова
4. Закрепление навыка деление слов на слоги
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие произвольных движений языка, развитие и укрепление мускулатуры языка и щёк.
2. Развитие длительного ротового выдоха
3. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.
4. Развитие зрительного, слухового восприятия и внимания.
5. Развитие умения составлять предложения с заданными словами, распространять эти предложения.
Коррекционно-воспитательная:
1. Развивать продуктивное произвольное внимание при восприятии речи взрослого
2. Развитие навыка контроля за собственной речью при произнесении слогов, слов
3. Прививать интерес к живой природе, формировать бережное отношение к ней.
Оборудование и материалы: календарь природы, картинки по временам года; карточки для игры «Чего много летом?»; картинка с изображением действий, картинки с изображением лесных ягод, схемы слов-предметов, слов-признаков, слов-действий, схемы звуков.
Ход занятия.
Календарь природы, сообщение темы
Дети встают полукругом возле доски, на доске календарь природы.
Логопед : Как обычно, начинаем наше занятие с календаря природы. Сегодня 19 мая 2015 год, день недели – вторник, температура воздуха – (тепло, прохладно, облачность -. (пасмурно, ясно, осадки. .
Логопед : Ребята, а какое время года сейчас?
Дети: Весна.
Логопед : Сейчас ранняя весна или уже поздняя. Докажите: назовите признаки весны.
Дети: Солнце светит ярче, стало теплее, появилась трава, на деревьях распустились листочки, появились цветы, проснулись насекомые.
Логопед : А какое время года наступит совсем скоро?
Дети: Лето.
Логопед : А потом? Давайте расставим по порядку картинки, на которых нарисованы времена года. /data/files/y1536489657.jpg
Первой поставим весну, ее еще называют утром года. Почему?
Дети: Природа просыпается.
Логопед : - Потом придет жаркое …
Дети: (Отвечают - лето)
Логопед : - А потом наступит прохладная …
Дети: (Отвечают - осень)
Логопед : - А после осени наступит холодная …
Дети: (Отвечают - зима)
Логопед : - А после зимы наступит теплая …
Дети: (Отвечают - весна)
Логопед : Почему год называют круглым?
Если дети затрудняются ответить, логопед показывает схематично, как времена года сменяют друг друга по кругу.
Логопед : Догадайтесь, о каком времени года мы поговорим с вами сегодня.
(загадывает загадку) :
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою
Я реки согреваю.
«Купайтесь» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)
Логопед : - Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы мы могли хорошо говорить разомнем наши язычки, сделаем гимнастика.
Сказка «О Веселом Язычке»
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Блинчик».)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело.
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
Вот позавтракать решил,
Чаю в чашечку налил,
Чай горячий – мы подуем
И немножечко остудим.
Чай с блинами и вареньем,
Ух, и вкусно угощенье.
(Упражнение «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчик»)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение «Заборчик».)
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
Беседа по теме. Слова-предметы
Логопед : - Ребята, а вы любите лето?
- За что вы любите лето?
- Почему вам нравится лето?
Логопед : - Назовите летние месяцы. Назовите первый месяц лета, последний.
Дети: Отвечают на заданные вопросы
Логопед : А теперь поиграем.
Логопед : Выставляет картинки и спрашивает:
- Какие предметы можно встретить летом?
Каждый ребенок берет по одной картинке.
Логопед : Пусть каждый назовет слово-предмет, нарисованный на картинке и поделит это слово на слоги.
Каждый ребенок по очереди показывает свою картинку, называет слово и делит его на слоги.
Как мы обозначаем слова, обозначающие предметы.
Дети: (Отвечают на заданные вопросы) :
Я тоже буду называть вам слова – предметы и кидать каждому из вас мяч, вам нужно поймать мяч и назвать мне первый звук в слове. Да не просто назвать, а сказать какой это звук: гласный или согласный.
Дидактическая игра: «Назови первый звук»
Логопед : Называет слова и кидает мяч по очереди каждому ребенку.
Дети: называют первый звук в слове и дают ему характеристику.
Слова: ромашка, солнышко, малина, море, песок, арбуз, земляника, удочка,
Дидактическая игра: «Какой, какая, какое?»
Логопед : Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе.
- Скоро наступит лето, и будет:
- День какой?
- Дождь какой?
- Солнце какое?
- Утро какое?
- Вечер какой?
- Закат какой?
- Небо какое?
- Дни какие?
- Вечера какие?
и т. д.
Дети: (Отвечают – например: день – летний и т. д.)
Логопед : Как называются эти слова? Как мы их обозначаем?
Дети: Слова-признаки.
Логопед : показывая детям листочки разных деревьев
А что можно сказать про эти листочки, какие они?
Дети: Березовые, рябиновые, дубовые, зеленые, резные и т. д.
Логопед : А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру, которая очень понравилась вам на одном из занятий.
Дидактическая игра
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
Дети выбирают водящего, он выходит. Логопед показывает картинку, на которой изображено, какое- то действие (дети купаются, ребенок собирает ягоды). Приглашают водящего. Он спрашивает: «Где вы были? Что вы делали?»— Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и логопед изображают действие, нарисованное на картинке, водящий отгадывает. Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Логопед следит за правильностью употребления глаголов. Последним показывают следующее действие: собирать ягоды.
Логопед : – Как называются эти слова? Как мы их обозначаем?
Дети: Слова-действия.
Работа с предложением.
Логопед : А где летом собирают ягоды и грибы?
Дети: В лесу.
Логопед : - Мы ходили в лес и набрали ягод. А вместе с нами ходила девочка Маша. Смотрите, сколько ягод она набрала. Я составила предложение об этом: Маша корзина, набрала, ягоды. Получилось предложение?
Дети: Нет, это слова, они между собой не связаны.
Логопед : Составим правильное предложение
Дети: Маша набрала корзину ягод. Составляют схему на доске
Логопед : Корзина какая? Ягоды какие? Дополним предложение словами -признаками.
Дети: Маша набрала полную корзину спелых ягод. Дополняют схему.
( Выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)
Логопед спрашивает : Дети отвечают:
- Ягоды, какие? - ароматные, душистые, сладкие, вкусные;
- Мама сварила варенье из малины.
Какое варенье получилось? - малиновое;
- Джем из земляники. Какой джем? - земляничный;
- Сироп из черники. Какой сироп? - черничный;
- Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное;
- Компот из брусники. Какой компот? - брусничный;
- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный.
Работа над звуковой стороной речи.
Логопед : - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:
- За – за – за, вот порхает стрекоза.
- Ры – ры – ры, прилетели комары.
- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.
- Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.
Дети: (Повторяют)
Логопед задает вопросы : Дети отвечают:
- Кто из насекомых летает? - комары;
- А кто из насекомых ползает? - муравьи;
- А какие насекомые прыгают? - кузнечик.
Логопед : - Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.
Чтение деформированного рассказа
с опорой на предметные картинки.
Логопед : Читает рассказ «Летом в лесу».
Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).