Елена Приемщикова
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. «Маша из Маслёнкино»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Маша из Маслёнкино
Цели:
Образовательные:
- закрепить гласные звуки, через использование схематического изображения артикуляции;
- закрепить моторный и слуховой образ звук М;
- дать понятие о согласном звуке, звонком;
- учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;
- автоматизация звука [М] в слогах, словах, предложениях;
- учить называть детенышей домашних животных;
- развивать словарь по теме «Домашние животные»
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
Публикация «Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста, „Маша из Маслёнкино“» размещена в разделах
- развитие навыков звукового анализа, через опору на вспомогательные средства;
- познакомить с анализом и синтезом прямого слога;
- учить определять место звука в слове;
- закрепить навыки деления слов на слоги;
- формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;
- развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать у детей активность и внимание на занятых.
Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, схемы для анализа артикуляции звука и его характеристики, предметные картинки со звуком М, с изображением домашних животных и их детенышей, картина «Корова на лугу», игровизоры, фломастеры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
У детей в игровизарах индивидуальные картинки с изображениями домашних животных.
— В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе у нее жили животные. Как вы думаете какие животные жили во дворе у Маши?
2. Артикуляционная гимнастика.
— Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь (схемы гласных звуков изображены на звуковом кубике):
у — а — и — э — ы — о
— Повторите песенки Маши.
—Маша была очень веселая девочка и всегда улыбалась окружающим
(под песню «Улыбка» дети выполняют артикуляционные упражнения:
«Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», «Иголочка», «Лопатка»)
3. Знакомство со звуком [м].
— У Маши была любимица. Кто она вы узнаете когда отгадаете загадку?
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)
Демонстрируется игрушка коровы.
Ты куда идешь корова —
Длинные рога?
— М-м-м! — Мычит корова, —
Иду я на луга.
— Посмотрите и послушайте, как мычит корова.
Произнести звук [м]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать.
— Произнесите звук [м].
Дети хором и индивидуально произносят звук [м], наблюдая за артикуляцией в зеркало.
— Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через нос. Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.
— Звук [м] гласный или согласный? Почему?
4. Анализ артикуляции звука [м].
— Расскажите о звуке [м] по схеме.
Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают напряжение гортани.
— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
— Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.
— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.
5. Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики» (с фонариками).
— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м.
Среди слогов: ам, on, ну, мы, пэ, му.
Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.
6. Физминутка.
— А кто ещё любит лакомиться молоком? (кошка) Любит лакомиться молоком и кошка Мурка. Послушайте стихотворение «Лакомка» и покажите его пальчиками.
Стоит на кухне, за столом,
Горшок со свежим молоком.
Тайком пробралась в кухню кошка
Отведать молока немножко.
Наклонилась, пьет вершок,
Сунув голову в горшок.
А потом: — Ой-ой-ой!
Ай-я-й! Застряла голова!
Побежала во двор,
Натолкнулась на забор.
— Бумс-бац! Ток-ток-ток!
Раскололся горшок.
Побежала кошка в дом
Опять за свежим молоком.
7. Звуковой анализ.
Дети работают с индивидуальными картинками
а) Деление слов на слоги
б) Определение места звука в слове:
— Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети соединяя изображение и соответствующую схему, обозначающую место звука [м] в слове, «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».
в) Звуковой анализ и синтез обратных слогов.
Коровушка домой идет,
Молочко нам несет.
Надо кашку варить,
Машу кашкой кормить.
— Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!»
— Сколько звуков она произнесла? Выложим их количество фишками.
— Какой первый звук она произнесла? Обозначим его фишкой.
— Какой второй звук она произнесла?
— Какой фишкой его обозначим? Почему?
г) Преобразование схем обратных слогов: ам — ом — ум — ым — эм (ма – мо – му – мы – мз).
д) Подружи звук [м] с гласными звуками (чтение слогов по схеме)
8. Грамматический строй речи
— Вспомните какие животные жили у Маши во дворе?
На картинки посмотрите, мам возьмите
И детенышей для них подберите.
(у кошки –котенок, у коровы - теленок)
9. Итог занятия
— Пришла пора попрощаться с Машей. И вспомнить что мы с вами делали на занятии.
— Какой звук вы узнали сегодня на занятии?
— Какой звук [м]? Найдите слова со звуком [м] в двустишии:
Всем дает здоровье
Молоко коровье.