ВИКТОРИЯ ЮНОСОВА
Проект «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
(групповой, информационно-исследовательский, краткосрочный проект)
НАЗВАНИЕ: Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста при ознакомлении с лексической темой «Перелетные птицы».
ВИД ПРОЕКТА : групповой, информационно-исследовательский, краткосрочный
Публикация «Проект „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
АВТОР ПРОЕКТА : Юносова Виктория Викторовна СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: с 1 марта 2014 по 30 мая 201 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
• дети старшей группы и их родители
• воспитатель: Юносова Виктория Викторовна
• логопед
• музыкальный руководитель
БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"црр-детский сад№182"
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
По плану в старшей группе с 1 по 7 апреля - тематическая неделя по теме
«Перелтные птицы»
Мы решили реализовать проект по данной теме, т. к. проблема наших воспитанников: недостаточный уровень знаний по теме «Птицы». В связи с этим требуется тщательное планирование педагогического процесса с учетом уровня развития детей. В начале проекта с помощью диагностического инструментария была проведена диагностика. Она выявила недостаток знаний детей по данной теме.
ПРОБЛЕМА:
1. Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах.
2. Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.
ЦЕЛЬ: Создать условия для развития познавательных действий, в которых воспитанники смогут:
ЗАДАЧИ:
1. Обучающая
• назвать перелтных птиц : название, части тела, питание
• описать особенности внешнего вида и поведения птиц
• сформулировать предложение, используя предметный, глагольный, словарь признаков по лексической теме
2. Развивающая
• сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
• классифицировать птиц на зимующих и перелтных, на основе установления связи между характером корма и возможностью зимовки.
• анализировать влияние смены времен года на жизнь птиц
3. Воспитательная
• задуматься о бережном отношении к природе, о необходимости правильного поведения по отношению к птицам, о желании помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц совместно с родителями)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• У детей повысится уровень знаний по теме «Перелтные птицы».
• Активизируется словарь по лексической теме «Перелетные птицы».
• У детей улучшиться логическое мышление.
• Дети научаться моделировать птиц из природного материала и бумаги, новым способам и примам рисования.
• Родители примут активное участие в реализации проекта
ИННОВАЦИОННОСТЬ: заключается в использовании информационных компьютерных технологий (в виде игр и презентаций). Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные технологии для нового поколения, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно расширять знания о перелетных птицах.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА : мероприятия проводятся в системе совместной организованной деятельности в виде непосредственной образовательной деятельности, познавательного чтения, викторин, конкурсов, наблюдения, подвижных, дидактических игр, игры-путешествия.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Наблюдения, занятия, беседы с детьми и родителями.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Литературный ряд:
• Г. А. Скребицкий. «Книги про птиц»
• «Про наших птиц». М., «Детгиз»,1954. Художник В. Фролов.
• «Весенняя песня» М., «Детский мир», 1962; М., Малыш, 1964. Художник Ф. Глебов.
• «Про наших птиц скворцов и синиц». М., «Детский мир», 1962. Музыкальный ряд:
1. Аудиозаписи «Звуки птиц в природе»,
2. Спой о птицах – игра для детей :
• «Жили у бабуси два веселых гуся»
• «Цып-цып-цып, мои цыплята»
• «У дороги чибис»
• «Ласточка»
• «Танец маленьких утят» и т. д.
Демонстрационный ряд:
Иллюстрации на темы «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Март» И. Левитан; Игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игринсценировок.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА :
Экологический стенд «Путешествие Скворушки» (перелетные птицы).
Выставка рисунков «Птицы прилетели».
Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем!»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
3. Беседа «Для чего нужны птицы?»;
4. Наблюдение на прогулке «Весна. Знакомимся с перелетными птицами»
5. Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР «Перелетные птицы – Весна
7. Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе тема: «Перелетные птицы»
9. зарядка по теме «Птицы»
10. Занятия по изобразительной деятельности: «Скворечник» (аппликация,
11. Ежедневные наблюдения за прилетом птиц.
12. Оснащение игрового центра шапочками птиц.
13. Чтение художественной литературы:
«Азбука о птицах»
Загадки о перелетных птицах Стихи о птицах
15. Дидактические игры:
«Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Как человек использует перья в своей жизни?», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?».
16. Подвижные игры:
«Кошка и воробьи»,
«Скворцы»
«Поймай птичку!»
«Совушка»
17. Составление системной модели «Причины перелетов птиц».
18. Музыкальный досуг «Прилетайте жаворонки»
Проект «Перелтные птицы» реализуется через следующие образовательные области:
Образовательная область Задачи
1. «Физическая культура»
2. «Социализация»
3. «Познание»
4. «Коммуникация»
5. «Чтение художественной литературы»
6. «Художественное творчество»
7. «Музыка» Накопление и обогащение двигательного опыта детей (подвижные игры).
Развитие игровой деятельности.
Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи.
Формирование целостной картины мира.
Развитие литературной речи.
Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества.
Развитие музыкально-художественной деятельности.
ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЦЕЛЬ: Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы». Определение перспектив в данном направлении.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :
1. Проведены исследования по выявлению уровня знаний детей по лексической теме «Перелетные птицы».
2. В результате познавательно – исследовательской деятельности по данной теме у детей систематизированы знания о птицах.
3. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у дошкольников повысился уровень знаний детей по данной теме.
4. Дошкольники знают правила поведения в природе, умеют сочувствовать и сопереживать. Повысилось желание получать новые знания, наблюдать и фантазировать. В проекте принимало участие 12 детей. Было проведена диагностика в начале проекта и по окончании. Результаты следующие:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ:
1. Продолжать работу по теме «Птицы»
2. Изучить повадки наиболее распространенных в нашей местности птиц, особенности их жилья, голосов;
3. Сравнивать птиц по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, питания, выведения птенцов;
4. Составлять описательный рассказ о птице, активно использовать словарь по теме
5. Дать представление о птицах жарких стран и севера, хищных и растительноядных птицах, о птицах, которые не умеют летать; 6. Познакомить с заповедниками и Красной книгой.
7. Любить и бережно относиться к природе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Работа осуществляется по программе «От рождения до школы» и Николаевой «Юный эколог». Наблюдения за птицами благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания вопросу наблюдения уделяется большое внимание. Первое живое существо, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это птицы. Они дают ребенку приятные ощущения, развивает наблюдательность и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с у детей логопедической группы. Мы предполагаем, что влияние этих наблюдений можно объяснить именно стремлением к познанию их окружающего мира. Все это делает наши наблюдения особенно интересными и волнующими для детей дошкольного возраста.
План реализации проекта
«Перелетные птицы»
№ Мероприятия Ответственные Сроки
Подготовительный этап
1. Родительское собрание «Проект как форма взаимодействия детского сада и семьи».
Проект «Перелтные птицы». педагог, родители 15марта
2. Подбор литературы о перелтных птицах. педагог, родители март
3. Подбор фотографий с изображением перелтных птиц. педагог, родители март
4. Подбор методической литературы. педагог март
основной этап
5. Беседа на тему: «Весеннее пробуждение природы».
педагог, дети
март
6. Беседа на тему «Берегите птиц».
педагог, дети март
7. Чтение художественной литературы о птицах.
педагог, дети на протяжении реализации проекта
8. Проведение экологических игр: «Путешествие в весенний лес», «Ласточка», «Накорми птенца».
педагог, дети
март-апрель
10. Наблюдение за птицами на участке : скворцами, грачами. педагог, дети март-апрель
Заключительный этап
10. Выставка рисунков «Вестники весны». педагог, дети апрель
11. Мастер-класс с родителями. Аппликация «Птичка перелтная». родители, дети апрель
12. Досуг «Прилетайте, жаворонушки» педагог, дети апрель
13. Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем». родители апрель
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно, взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная группы планирование, конспекты, методические рекомендации.
5. Морозова И. А. Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. 5-6 лет
6. Мусиенко С. Бутылкина Г. Оригами в детском саду
7. Николаева С. Программа Юный эколог