Юля Марусева
План-конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в средней логопедической группе «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в средней логопедической группе
по лексической теме : «Овощи».
Цель: формирование лексико-грамматических представлений по лексической теме «Овощи».
Задачи:
1. Образовательные:
Расширять представления детей об овощах.
Публикация «План-конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в средней логопедической группе „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Уточнить и расширить словарь по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, картошка, горох, кабачок, лук, редис).
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить согласовывать прилагательное и существительное в роде.
2. Коррекционно-развивающие :
Активизировать речевую деятельность детей.
Развивать мышление, общую и артикуляционную моторику.
3. Воспитательные:
Формировать доброжелательные отношения на занятии.
Воспитывать умение работать сообща.
Оборудование: предметные картинки по теме «Овощи», муляжи овощей, изображения героев сказки, картинки для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед читает сказку, а дети узнают, что это за сказка, как она называется.
Посадил дед репку… (дети называют сказку «Репка»).
2. Основная часть.
1. В гостях у бабы с дедом в огороде (Артикуляционная гимнастика).
Посадил дед репку в огороде, за забором (упр. «заборчик»). Дед ухаживал за репкой и часто ходил в огород через калитку – то открывая ее, то закрывая (открыть, закрыть рот несколько раз). Выросла репка большая-пребольшая (надуть щеки). Вышел дед в огород увидел репку и задумался: «Что же с этой репкой делать?» (выполнение мимических упражнений). Решил дед репку выкопать и принес большую лопату (упр. «лопаточка»). Лопатой ничего не смог сделать и решил репку тянуть. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал дед бабку. А бабка в это время овощи на огороде собирала.
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами на занятии будем говорить об овощах. Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие овощи собирала в своем огороде бабка.
4. Отгадывание загадок ( Активизация словарного запаса по теме: «Овощи»).
Он круглый и красный,
Как глаз светофора,
Среди овощей
Нет сочней… (помидора).
Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в банке
Желтые, соленые. (Огурцы).
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - … (свекла).
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (Морковь).
И зелен, и густ
В огороде вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом - … (Картошка)
5. Игра «Расскажем бабке об овощах» (Согласование прилагательных с существительными в роде).
- Помидор какой? (круглый, красный, сочный)
- Картошка какая?
- Морковь какая?
6. Физминутка. Игра «Съедобное – не съедобное».
Если дети слышат название съедобного овоща, то хлопают в ладоши, если несъедобное, то молчат.
Слова: Капуста, картошка, тарелка, хлеб, вилка, мячик, конфета, кастрюля, кабачок, малина, стол, стул, горох, морковь.
7. Игра «Четвертый – лишний» (развитие логического мышления).
Помидор, морковь, лук, кость.
Сосиска, капуста, картошка, огурец.
Свекла, колбаса, редис, кабачок.
8. Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Большой огурец, а маленький огурчик.
Помидор – помидорчик.
Перец – перчик.
Капуста – капусточка.
Горох – горошек.
Редис – редисочка.
Тыква – тыковка.
Картофель – картошечка.
III. Итог занятия (рефлексия).
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Герои, какой сказки нам помогали?
- Что нового вы узнали?
План - конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе.
Тема «Овощи»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме «Овощи».
Задачи:
1. Образовательные:
Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Упражнять в согласовании существительных с числительными.
Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
Развивать связную речь, совершенствовать точную последовательность словесного воспроизведения материала, составлять простые предложения.
2. Коррекционно-развивающие :
Развивать артикуляционную моторику.
Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
Развивать общую и тонкую моторику.
Развивать память, внимание, мышление.
Развивать тактильную чувствительность.
3. Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
Оборудование: магнитная доска, карточки с изображениями овощей, сюжетная картина «Огород», мяч, мешочек, натуральные овощи.
Основная часть.
I. Организационный момент
Ребята получают видеообращение от жителей деревни, стареньких бабушки и дедушки с просьбой помочь им собрать урожай.
На экране компьютера появляются старики.
Здравствуйте, ребята, нас зовут бабушка Мария и дедушка Степан. В нашей деревне уже стали убирать урожай, а нам, старикам, уже без помощи не справиться. Помогите нам, пожалуйста!
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия
Давайте поможем старикам. Расскажем им сегодня об овощах.
2. Вводная беседа об овощах (систематизация знаний об овощах, активизация словаря по данной теме).
- Какие овощи вы знаете?
- Где растут овощи?
- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте?
- Как собирают овощи, которые растут под землёй?
3. Игра с мячом «На земле и под землей» (Употребление существительных в предложном падеже с предлогами «в» и «на»).
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.
Ребенок должен ответить полным предложением, где растет данный овощ.
4. Артикуляционная гимнастика.
Репа здесь у нас растёт.
Открывай по шире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.
Широко открыть рот (удерживать под счет до 5-6).
Изобразить овощи на грядке. Тыквы, кочаны капусты – «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки».
- Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии. Лопаты готовы, а теперь будем ее копать!
Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
5. Игра «Посчитаем овощи» (Согласование существительных с числительными).
Помогают бабушке с дедушкой пересчитывать урожай.
Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
6. Физкульминутка.
Утром солнце встает
И идет на огород: — Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое: Вверх, вниз, Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
Приседания, наклоны, имитация движений.
7. Игра «Чудесный мешочек» (развитие связной речи, памяти, мышления)
У бабушки с дедушки много старых запасов в мешках. Дети помогают их разбирать. Сначала описываю то, что нащупали, отгадывают и вытягивают.
8. Игра «Маленькие повара» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
Дети помогают бабушке и дедушки сварить блюда из старых запасов.
Логопед раздает каждому ребенку по овощу, дети выходят по-очереди к столу и кладут овощ в нужную посуду, объясняя, что можно приготовить: - Сварим суп из капусты. Суп называется капустный. - Сделаем пюре из картофеля. Картофельное пюре и т. д.
III. Заключительная часть. Окончание занятия и подведение итогов.
Дети смогли помочь бабушке и дедушке. А они в благодарность прислал угощение! Логопед угощает детей конфетами