Титова Анна Владимировна
Логопедическое сопровождение младших школьников
Деятельность логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Логопедическое сопровождение принадлежит к числу эффективных средств коррекции и помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей младшего школьного возраста.
Публикация «Логопедическое сопровождение младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Логопедическое сопровождение в МБОУ НОШ №6 с. Троицкое оказывается детям с 2014 года. За это время наша школа освоила новые адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для детей с ОВЗ. На их основе были составлены адаптированные образовательные программы (АОП) для детей с ОВЗ учащихся в нашей школе, а также на дому.
Общая цель:
преодоление трудностей, обусловленных речевым недоразвитием, в общении и обучении (прежде всего, в усвоении программного материала по русскому языку).
Основными задачами являются:
- исправление нарушений в устной речи;
- предупреждающая логокоррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи или их исправление.
Логопункт в школе включает 25 обучающихся 1-4 классов, из них 5 детей, занимающихся на дому в этом учебном году. В логопункт входят дети с ОВЗ и дети, имеющие нарушения устной и письменной речи.
С 1 по 15 сентября на логопедическом пункте обследуются учащиеся 1 –х классов, учащиеся на дому, ученики 2-4 классов. В течение двух первых недель обучения проводится входная диагностическая работа, выявляющая первоклассников с нарушениями речевого развития, обследуются дети, занимающиеся на логопункте (после летних каникул, вновь прибывшие ученики. Далее составляется вся необходимая документация на детей: утверждается список детей, расписание занятий, речевые карты, индивидуальные маршруты и т. д. По имеющимся адаптированным программам в августе составляются индивидуальные планы занятий, необходимая корректировка вносится в планирование в течение года. В течение года также готовится вся необходимая документация при представлении ребёнка в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.
Логопедические занятия обучающиеся в школе посещают 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут. Число детей, обучающихся по адаптированным программам, растёт с каждым годом. Так, в 2017-2018 уч. году в нашей школе обучалось 6 детей, в 2018-2019 уч. году –8 детей, а в 2021-2022 уч. году уже 17 детей обучалось по адаптированным общеобразовательным программам, сформированным по рекомендациям ЦПМПК.
Программы имеют разные варианты обучения: Вариант 7.1 (АООП для обучающихся с ЗПР, Вариант 6.2 (АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с ЗПР, Вариант 6.4 (АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с УО, Вариант 5.1 (АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, Вариант 2 (АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, Вариант 8.2 (АООП для обучающихся с расстройством аутестического спектра, Вариант 3.2 (АООП слепых обучающихся). Пятеро детей занимаются на дому.
В логопункте обучаются дети 1-4 классов, имеющие нарушения устной и письменной речи. У всех первоклассников идёт постановка отсутствующих звуков, исправление дефектных звуков, работа над автоматизацией поставленных звуков в слогах, словах, фразе и свободном владении речью. Обогащается словарный запас слов,развивается мелкая моторика рук, ведется работа по улучшению фонематического слуха, темпо-ритмической и интонационной стороны речи, речевого дыхания, артикуляционной моторики и лексико-грамматической стороны речи. Просодическая сторона речи отрабатывается на логоритмическихраспевках с детьми, что способствует улучшению фонематического слуха. Ребята работают за компьтером, где при помощи программ «Игры для тигры» отрабатывают звуки, автоматизируют их в речи, развивают фонематический слух.
Реализуя авторский подход при обработке и самостоятельном составлении программ, вносим дополнительные элементы оздоровительных мероприятий в виде пальчиковой гимнастики, психогимнастики, элементов самомассажа, физминуток, голосовых и дыхательных упражнений, упражнений по сохранению зрения. В процессе коррекционно-развивающей работы обучаем детей простейшим и общедоступным методам профилактики болезней, способам сохранения здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.
У учащихся 2-4 классов идёт работа над искаженными звуками, работа по дисграфии и дислексии, работа над фонематическим слухом, пополняется словарный запас слов, развиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.
В ходе обследования письменных работ учащихся 2-4 классов было выявлено, что акустическая дисграфия наиболее встречается у детей нежели аграмматическая, оптическая и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для этого школой были закуплены комплекты тетрадей по коррекции акустической дисграфии [Слайд 2 Е. В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 1-2].
Коррекционно-логопедическая работа проводится в три этапа:
I. Подготовительный
II. Основной
III. Заключительный
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1. Закрепление полученных знаний.
2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи. Параллельно ведётся работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма. [Слайд 3Е. В. Мазанова. Учусь работать со словом. Е. В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Слайд 4 Конспекты занятий].
В 2019 году школа получила учебно-методический комплекс с тетрадями-помощницами по письму и чтению для учащихся 1-4 классов (О. А. Ишимова и др.) Программно-методические материалы и комплекс тетрадей используются в работе с подгруппами учащихся или в индивидуальной работе при организации коррекционно-педагогической работы. [Слайд 5О. А. Ишимова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Слайд 6 Программно-методические материалы].
Дети, обучающиеся по адаптированным программам с тяжелыми нарушениями речи развивают коммуникативные умения и навыки социального взаимодействия путём альтернативных способов коммуникации, формируют предметную деятельность, элементарные представления об окружающей среде. На индивидуальных занятиях учащиеся под руководством логопеда выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастику, проводят массаж рук и пальцев (игольчатый иппликатор, логопедические мячики, су-джок терапия, отрабатывают дефектные звуки речи, выполняют задания на моторику рук, разучивают логопедическиераспевки.
В апреле 2022 года в логопедический кабинет поступили демонстрационные карточки малых и средних размеров, тренажёры «Памяти и внимания», «Логопедический», «Речевой», игрушки для развития мелкой моторики, шнуровки, игрушки для развития речевого дыхания и выполнения артикуляционной гимнастики, компьютерная программа «Игры для тигры», «Говорящее логопедическое зеркало 60 секунд записи». Новый материал позволяет учащимся ускорить процесс исправления и коррекции речи.
Логопедическая работа построена на сочетании школьных и игровых приемов, что вызывает у ребят живой интерес и активное общение. В процессе урока-игры учащиеся понимают, как важно овладеть правильной речью, что именно правильная речь приведёт в дальнейшем к правильному письму и успешному обучению в школе.
Список использованной литературы:
1. Ишимова О. А. Учебно-методический комплекс «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов»-М. ,2014.
2. Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М., 2016.
3. Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М., 2016.
4. Мазанова Е. В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии. – М., 2016.
5. Мазанова Е. В. учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2016.
6. Оглобина И. Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. – М., 2015.
7. Журнал «Логопед» №9, 2014.