Евгения Грачева
Логопедический проект «Этот трудный звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Этот трудный звук «Р»
Технологическая карта проекта Тема : Этот трудный звук «Р»
Тип проекта : практико-ориентированный, индивидуальный.
Автор проекта : Грачева Е. В. учитель-логопед МКДОУ д/с «Солнышко» г. Приволжска.
Участники: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели.
Продолжительность проектной деятельности : среднесрочный (январь 2024– март 2024г. г.).
Публикация «Логопедический проект „Этот трудный звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Актуальность.
В современных условиях отмечается огромный рост количества детей с речевой патологией.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не все дошкольники могут самостоятельно овладеть правильным произношением звуков. Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о
своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями: ростом количества детей с речевыми нарушениями, необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.
Цель проекта :
Формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука «Р» в речи.
Задачи:
Закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукового анализа.
Развивать артикуляционную моторику;
Развивать тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
Знакомство и закрепление знаний о букве Р.
Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно- воспитательной работе с детьми, активизировать педагогический потенциал родителей.
Ожидаемые результаты:
Правильное и четкое произношение звука «Р» в речи
Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни ребенка Этапы проекта :
1 этап - предварительная работа: Логопедическое обследование речи ребенка. Подбор необходимого материала: артикуляционных упражнений, речевого материла, пособий. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.
ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р’]
Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Здесь отмечалась замена нормального, зазубного [Р] звуком [Л] – параротацизм.
2 этап – основной (практический). Коррекционная работа по постановке звука «Р» и закрепления его в речи.
3 этап – заключительный - Презентация проекта.
Вся коррекционная работа проводится на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Работа по коррекции звукопроизношения (в том числе над звуком «Р») проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный этап. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р
- знакомство с органами речи с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка. С помощью пособий –
резиновый муляж, профиль, презентации по теме. С их же помощью
проходит анализ уклада органов артикуляции.
- комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на развитие подвижности всех органов артикуляционного аппарата: нижней челюсти,
щек, губ, языка «Трубочка», «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Часики» и др.
- специальные упражнения для Постановки звука «Р» - «Вкусное варенье»,
«Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Дятел», «Заведем моторчик».
2. Этап постановки звука «Р».
Был применен смешанный способ постановки звука : от артикуляционной гимнастики и механическим путем (с использованием зонда и зондозаменителя).
3. Этап автоматизации звука в различных единицах речи:
• Изолированно – «рычит тигр», ребенок «заводит моторчик» и подключается работа ручек «машина едет по горам». Проводим связь между звуком и буквой.
• в слогах;
• в словах;
• в словосочетаниях;
• в предложениях;
• в стихотворениях;
• в самостоятельной спонтанной речи.
Использовались различные пособия, презентации, повторение. Решаются не только задачи закрепления звука в речи, но и развития речи в целом: работа над лексикой, грамматическим строем речи, связной. А также применяем и компьютерные игры на развитие речи.