Евгения Грачева
Логопедический проект «Этот трудный звук [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Этот трудный звук [л]».
Составитель: Грачева Евгения Валентиновна учитель-логопед МКДОУ «Солнышко» №10 г. Приволжска.
Актуальность:
В современных условиях отмечается огромный рост количества детей с речевой патологией. Практически все дети с ОНР не произносят звук [л]. Эти нарушения называются ламбдацизмы или параламбдацизмы.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению.
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Но часто родители не уделяют должного внимания работе с тем или иным речевым нарушением. Это может быть связано с разными причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей, не придают им серьезного значения, думая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой, а порой просто не знают, что делать. Эффективность коррекционно- развивающих видов деятельности во многом зависит от того, насколько родители ответственно и грамотно выполняют рекомендации учителя- логопеда и участвуют в развитии речи ребенка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не все дошкольники могут самостоятельно овладеть правильным произношением звуков. Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и учителя-логопеда.
Цель проекта : создание эффективных условий для автоматизации звука [л] у детей с ОНР.
Задачи:
Изучить и проанализировать существующие методики, технологии по данной теме.
Закрепить правильное произношение звука [л].
Развивать высшие психические процессы у детей дошкольного возраста с ОНР.
Разработать, систематизировать и внедрить дидактические игры, включив их в структуру логопедического занятия, привлекая к сотрудничеству педагогов и родителей.
Образовательная область – «Речевое развитие», «Познание».
Тип проекта – игровой, практико-ориентировочный.
По числу участников – индивидуальный, подгрупповой.
По времени продолжения – краткосрочный.
Участники проекта : дети логопедической подготовительной группы; учитель-логопед; родители.
Ожидаемый результат:обобщение методического и практического материала для автоматизации звука [л] у детей с ОНР.
Конечным продуктом проекта будет являться :
Правильное и осознанное произношение обучающимися звука [л] в связной речи.
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации, развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи).
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Этапы реализации проекта :
I этап – информационно-накопительный.
II этап – организационно –практический.
III этап – итогово-перспективный.
На I этапе: обозначается проблема. У детей логопедической группы часто нарушено произношение звука [л]. Это может быть связано с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата и с нарушением фонематического слуха.
Далее осуществляется подбор методической литературы, наглядного и раздаточного материала, презентаций, подготовка материала для продуктивной деятельности, определяются средства и способы реализации проекта, определяются предполагаемые результаты проекта.
На II этапе осуществлялась непосредственно-образовательная деятельность, коммуникативная, игровая, продуктивная деятельность с детьми, самостоятельная образовательная деятельность детей по данной проблеме, а также совместная деятельность логопеда, воспитателей, родителей.
III этап – итогово-перспективный.
III этап предполагает: подведение итогов по проекту, демонстрацию продуктов деятельности участников, определение и анализ достигнутых результатов, выявление проблем, возникших в ходе реализации проекта. Результатом проведённой работы является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука [л] в речи.
Приложение.
Картотека игр на автоматизацию звука Л.
1. «Слушай и хлопай»
Цель: выделение заданного звука на фоне слова.
Ход: взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка, класс, клык, кукла.
2. «Ассоциации»
В игре нужно заменить названное слово синонимичным или близким по значению словом со звуком [Л] в начале. Объяснить разницу в значении парных слов.
Рука – ладонь, вермишель – лапша, совок – лопата, конь –лошадь, корзинка – лукошко, месяц – луна, скамейка – лавка, вход – лаз, крушить – ломать, гавкать – лаять.
3. «Посчитай-ка»
Взрослый: – Посчитай лужи (лукошки, лучи и т. д.) до пяти.
Ребенок: – Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж. Одно лукошко, два лукошка, три лукошка, четыре лукошка, пять лукошек. Один луч, два луча, три луча, четыре луча, пять лучей.
4. «Определи категорию»
Ребенок должен повторить предложенное слово и назвать группу, к которой относится предмет.
Лавка – мебель, лодка – водный транспорт, ласточка – птица, Лада – имя девочки и т. д.
5. «У кого больше?»
Взрослый: – У меня один лось, а у тебя много …
Ребенок: – А у меня много лосей.
Одна лампа – много ламп, одни лыжи – много лыж, одно лукошко – много лукошек.
6. «Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки Л-ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
7. «Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
8. «Назови ласково»
Ребенка просят повторить слово – название большого предмета и образовать его уменьшительно-ласкательную форму:
Ложка – ложечка, лук – лучок, лапа – лапка, лужа – лужица и т. д.
9. «Изменяй-ка»
Взрослый произносит слово, обозначающее один предмет (слово в единственном числе, а малыш называет слово, обозначающее множество таких предметов (слово во множественном числе).
Лоб –лбы, локоть – локти, лопата – лопаты и т. д.
10. «Что мы делаем?»
Цель: игра для слов - глаголов.
Ход: Нужно изменить по лицам предложенные глаголы.
Ломать, ловить, лазить, лаять.
Я ломаю, ты ломаешь, он ломает, мы ломаем, вы ломаете, они ломают.
Я ловлю, ты ловишь, он ловит, мы ловим, вы ловите, они ловят.
11. «Кто/что таким бывает?»
Игра для слов-прилагательных. Необходимо подобрать предметы, обладающие названным признаком (желательно существительные разного рода).
Кто (что) бывает ловким? Ловкий человек, ловкие руки, ловкое тело, ловкая гимнастка.
Кто (что) бывает лучшим? Лучший друг, лучшие оценки, лучшая мама, лучшее время.
Кто (что) бывает лыжным? –Трасса, палки, спорт.
Кто (что) бывает лунным? – Свет, сияние, дорожка.
Ломкий (волосы, прутик, ласковый (взгляд, животное, прикосновения, лысый (мужчина, люди, голова, лучистый (солнце, улыбка, луговой (цветы, клевер, трава, луковый (вкус, головка, горе, лосиный (голова, рога, лодочный (причал, станция, вёсла, лошадиный (топот, грива, копыта, седло).
12. «Добавь слог»
Игра для детей старше 5 лет. Ребенку дают один из четырёх слогов ЛА (ЛЫ, ЛО, ЛУ, который будет являться началом слова. К нему поочередно нужно добавлять предложенные взрослым конечные слоги и называть получившиеся слова.
ЛА – ма, -па, -вка, -ска, -йка, -мпа, -пша, -зить, -ять.
ЛО – дка, -жка, -кон, -си, -коть, -шадь, -мик, -мать.
ЛУ – чи, -жа, -па, -на, -ша, -га, -пить, -чше.
ЛЫ – жи, -сый, -жник.
13. «Замени звук»
Игра для детей старше 5 лет. Необходимо заменить первый звук в слове на звук [Л]. Назвать новое слово, которое получилось.
Мак –лак, сук –лук, ком –лом, нуга –луга, папа-лапа, Павка –лавка, ножка – ложка, маска – ласка, кокон – локон, бадья – ладья, таять – лаять.
14. «Угадай, чего не стало»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.
15. «Посмотри и назови»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша, пять иголок и т. д.
16. «Подружи слова»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова заканчивающиеся на звук Л и т д.)
17. «Составь слово»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т. д.).
18. «Один – много»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т. д.).