Надежда Воронина
Логопедический проект «Рука об руку»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС ДО.
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
Слайд 2
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Публикация «Логопедический проект „Рука об руку“» размещена в разделах
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Слайд 3
Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Слайд 4
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.
Проанализировав опыт учителей-логопедов, а также опираясь на результаты своей деятельности я пришла к выводу, что установление партнерских взаимоотношений является условием успешности коррекционного воздействия.
Слайд 5
В своей практике мне часто приходится сталкиваться с непониманием родителями собственной значимости в вопросе преодоления речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:
Родители не слышат недостатков в речи своих детей;
Взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. В связи с чем ребенок сталкивается с проблемами в школьном обучении, выраженными нарушениями чтения и письма.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.
Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.
Слайд 6
В ходе логопедической работы необходимо :
• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
• подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Понятие «взаимодействие с семьей» подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно ненавязчивый, сосредоточенный контроль с обратной связью.
Слайд 7
Опыт работы показал, что концентрация внимания учителя-логопеда на работе с семьей дает положительные результаты. Наблюдая за работой логопеда и знакомясь с её специфическими особенностями, родители охотнее и лучше выполняют с ребенком домашние задания, а процесс коррекции ускоряется в 2 раза.
Слайд 8. Мой ДЕВИЗ в работе с родителями: МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!
Слайд 9.
Разработанная система мероприятий по использованию потенциала семьи как ключевого аспекта логопедического сопровождения в ДОУ основана на принципах:
— научности;
— гуманизма;
— «упреди, не навреди, победи»;
— добровольности.
По преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта выделены три этапа по работе с родителями:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).
(Мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель;
Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка)
Задачи:
• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
• начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки «Домашний логопед»;
• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Слайд 10.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Слайд 11.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса. На данном этапе происходит обработка данных диагностики, заполнение речевых карт, составление индивидуальных маршрутов. В начале года, после обследования детей, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации. На первом заседании клуба «Успешность» родители познакомились с правилами выполнения дом. заданий.
Перечень мероприятий:
Консультации: «Создание коммуникативно-речевой среды в семье»;
«Некоторые общие закономерности нормального развития детской речи и условия ее нарушения»;
«Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательной деятельности»;
«Роль семьи в воспитании ребенка с речевыми недостатками».
Индивидуальные консультации для родителей:
- диагностико-проективные;
- информационные.
Слайд 12.
2 этап – основной (практический).
Задачи на слайде.
Слайд 13. Используемые формы взаимодействия с семьёй.
Информационные буклеты - содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений.
Папки-передвижки - содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.
Уголок для родителей «Говоруша». Важной составляющей взаимодействия ДОУ и семьи я считаю просвещение родителей. Это позволяет не только познакомить родителей с вопросами логопедии через материалы стендов и тематических выставок, но и доступно и убедительно дать нужную информацию логопедического характера. Весь представленный материал структурирован по направлениям, отвечает информационным запросам родителей, содержит не только текст, но и фотоматериалы.
Активно использую в своей деятельности индивидуальные формы работы – беседы и консультации. Беседа может возникать стихийно, а также по моей инициативе и запросу родителей.
Консультация включает в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности, обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.
Средства массовой информации
Предлагается материал не только для родителей ДОУ, но и доводится информационный материал для широкой публики по работе с детьми-логопатами.
Родительские пятиминутки кратковременная личная консультация.
Консультации по телефону. Широкое распространение имеет консультация по телефону. Я тоже пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у родителей или донести до них определённую информацию. Но она лишена подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения информации.
Экран звукопроизношения - наглядная модель состояния звукопроизношения детей. Экран показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику их исправления. На «экране» видно, какие звуки у ребенка нарушены (отсутствуют или искажаются, на каком этапе находится коррекционная работа (постановка или автоматизация).
Слайд 14.
Очень важными в работе логопеда с детьми являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда.
Слайд 15.
Одним из видов работы, организуемых мною с целью демонстрации основных приемов и методов коррекционной работы с детьми, являются открытые занятия. Родители получают возможность следить за успехами своих детей, наблюдать, насколько их ребенок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности.
Слайд 16.
Семинары-практикумы
"Родитель + ребенок" по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: "Учимся у тех, кого любим". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.
Совместное разучивание мамой и ребенком приемов артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т. д.
Слайд 17. Родительские гостиные
Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
Дни открытых дверей
Дни открытых дверей проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним. ( Посетили: мама Пустуевой Н., бабушка Трофимова А., Кинжебулатова Т., Брюхова И., Репина Н.). Такая форма знакомит родителей с организацией воспитательно-коррекционной работы. К сожалению родителям некогда.
Родительские собрания. «Речевая готовность к школе»
Праздники, концерты. Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица "Ребенок растет не от хлеба, а от радости".
Важная роль в сотрудничестве учителя-логопеда и родителей, по моему мнению, принадлежит домашним заданиям. В начале учебного года для выполнения этой работы на каждого ребенка заводится индивидуальная папка. Задания даются еженедельно, обычно в пятницу. В каждую тетрадь я вкладываю памятку с правилами работы.
Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Слайд 18.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
Задачи:
• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
На третьем этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, принимаются решения о прекращении логопедической работы с ребенком или о ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.
Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми. Проведение логопедического мониторинга.
Выводы:
По итогам осуществления мероприятий взаимосвязи с семьёй, я пришла к определё нным выводам:
Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.
Данная система партнёрства специалиста с семьё й позволяет:
Обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье.
Повыситьэффективность устранения речевых недостатков.
Активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей.
Достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.
По моему мнению, речь человека — это его визитная карточка. Правильная речь — это заслуга не только логопеда и ребёнка, а ещё и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь. Мой девиз в работе с родителями: «Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»