Галина Пыркова
Логопедический проект «Формирование фонематических процессов посредством авторских интерактивных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование фонематических процессов
у детей старшего дошкольного возраста
посредством авторских интерактивных игр
«Звуковой калейдоскоп»."
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и в семье. Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Публикация «Логопедический проект „Формирование фонематических процессов посредством авторских интерактивных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Они испытывают трудности при обучении чтению: читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописываю одну или две буквы в конце слова. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в развития детей. Но недостаточно разработано игр по коррекционно-речевому развитию детей, а именно по развитию фонематического слуха.
Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям в рамках логопедического проекта «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских интерактивных игр» я разработала интерактивные игры, которые предотвращают утомление детей, поддерживают познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом. Использование анимации и сюрпризных моментов в играх делает коррекционный процесс более интересным для детей. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Интерактивные игры были разработаны в соответствии с тематикой комплексно-тематического планирования ДОУ и позволили облегчить процесс усвоения грамоты, сделать его интересным и увлекательным, а обучение – эмоционально–насыщенным.
В логопедическом проекте участвовали дети 6 - 7 лет с ОНР, родители (законные представители) и педагоги. Коррекционно-педагогический, творческий проект «Звуковой калейдоскоп» был краткосрочный, 3 месяца (сентябрь-ноябрь).
Целью моего проекта было :
Создать условия для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа через использование интерактивных игр в коррекционно-речевом процессе у детей с ОНР.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Для детей:
• Развивать слуховое восприятие;
• Формировать умение дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;
• Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов;
• Формировать умение делить слова на слоги.
Для педагогов:
• Обучать методам и приёмам проведения интерактивных игр по развитию слухового восприятия, фонематического слуха.
Для родителей:
• Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
• Познакомить родителей с использованием интерактивных игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.
В работе по данному направлению использовала основные принципы:
• Принцип развивающего образования.
• Принцип научной обоснованности и практической применимости
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
• Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
• Принцип гармоничности образования.
• Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Ожидаемые результаты у детей:
• Максимально возможная компенсация нарушений звуковой культуры речи и фонетико-фонематического восприятия;
• Качественное овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза с помощью интерактивных игр за более короткое время;
• Повышение интереса детей к логопедическим занятиям.
Вся работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских интерактивных игр проходила в несколько этапов:
Подготовительный (Сентябрь – 1,2 неделя)
1. Проведение диагностики уровня развития фонематических процессов, операций анализа – синтеза;
2. Определение актуальности;
3. Постановка цели;
4. Подбор литературы;
5. Подбор наглядно – дидактического материала;
6. Разработка авторских интерактивных игр для работы с детьми.
Основной (Сентябрь – 3, 4 неделя, октябрь, ноябрь)
1. Создание копилки методических, практических и электронных материалов (игры, презентации, картинки).
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с использованием ИКТ.
3. Подготовка консультации в папку-передвижку для родителей «Игры для развития фонематического слуха у детей».
4. Проведение семинар-практикум для воспитателей коррекционных групп «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ»
Заключительный (Ноябрь)
1. Обследование на заключительном этапе для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы с помощью ИКТ;
2. Анализ результатов работы, формулирование выводов по использованию ИКТ в работе с детьми с нарушением фонематических процессов.
Было проведено итоговое мероприятие совместно с родителями: «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят»
Динамика развития фонематического слуха в сентябре и в ноябре.
В сентябре мною был проведен мониторинг детей 6 лет с нарушением речи, где было выявлено, что у 15 % нарушено фонематическое восприятие. При выполнении заданий дети затруднялись определить место звука в слове, выбрать слово на заданный звук. Дети допускали ошибки при выполнении заданий на различение слогов. После проведения коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия с использованием ИКТ мониторинг показал, что уровень развития фонематического восприятия стал выше.
Вывод: В результате реализации данного проекта созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Использование инновационных технологий (ИКТ) в работе по развитию фонематического слуха у детей, имеющих нарушения речи позволило повысить мотивацию к логопедическим занятиям. Интерактивные игры делают коррекцию фонематических процессов более эффективной и динамичной. На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данный проект, несомненно, актуален и имеет большую практическую значимость.
Список литературы:
1. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
2. Кузьмина Е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы//Логопед. - 2008. - №5. - с. 4-11.
3. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
4. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005.
5. Нищева Н. В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
6. Фадеева, Ю. А., Жилина, И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. — М., 2012.
7. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
8. https://kira-scrap.ru/dir/jivotnie/zveri/morzhi_tjuleni_belki/68-1-0-4979 https://vk.com/album-41331816_209859043
https://detsad-kitty.ru/ https://skyclipart.ru/