Приложение МААМ

Логопедический проект «Формирование фонематических процессов посредством авторских интерактивных игр»

Галина Пыркова
Логопедический проект «Формирование фонематических процессов посредством авторских интерактивных игр»
▼ Скачать + Заказать документы

"Формирование фонематических процессов

у детей старшего дошкольного возраста

посредством авторских интерактивных игр

«Звуковой калейдоскоп»."

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и в семье. Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Публикация «Логопедический проект „Формирование фонематических процессов посредством авторских интерактивных игр“» размещена в разделах

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Они испытывают трудности при обучении чтению: читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописываю одну или две буквы в конце слова. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в развития детей. Но недостаточно разработано игр по коррекционно-речевому развитию детей, а именно по развитию фонематического слуха.

Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям в рамках логопедического проекта «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских интерактивных игр» я разработала интерактивные игры, которые предотвращают утомление детей, поддерживают познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом. Использование анимации и сюрпризных моментов в играх делает коррекционный процесс более интересным для детей. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Интерактивные игры были разработаны в соответствии с тематикой комплексно-тематического планирования ДОУ и позволили облегчить процесс усвоения грамоты, сделать его интересным и увлекательным, а обучение – эмоционально–насыщенным.

В логопедическом проекте участвовали дети 6 - 7 лет с ОНР, родители (законные представители) и педагоги. Коррекционно-педагогический, творческий проект «Звуковой калейдоскоп» был краткосрочный, 3 месяца (сентябрь-ноябрь).

Целью моего проекта было :

Создать условия для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа через использование интерактивных игр в коррекционно-речевом процессе у детей с ОНР.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Для детей:

• Развивать слуховое восприятие;

Формировать умение дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;

• Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов;

Формировать умение делить слова на слоги.

Для педагогов:

• Обучать методам и приёмам проведения интерактивных игр по развитию слухового восприятия, фонематического слуха.

Для родителей:

• Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

• Познакомить родителей с использованием интерактивных игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.

В работе по данному направлению использовала основные принципы:

• Принцип развивающего образования.

• Принцип научной обоснованности и практической применимости

• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

• Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

• Принцип гармоничности образования.

• Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Ожидаемые результаты у детей:

• Максимально возможная компенсация нарушений звуковой культуры речи и фонетико-фонематического восприятия;

• Качественное овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза с помощью интерактивных игр за более короткое время;

• Повышение интереса детей к логопедическим занятиям.

Вся работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских интерактивных игр проходила в несколько этапов:

Подготовительный (Сентябрь – 1,2 неделя)

1. Проведение диагностики уровня развития фонематических процессов, операций анализа – синтеза;

2. Определение актуальности;

3. Постановка цели;

4. Подбор литературы;

5. Подбор наглядно – дидактического материала;

6. Разработка авторских интерактивных игр для работы с детьми.

Основной (Сентябрь – 3, 4 неделя, октябрь, ноябрь)

1. Создание копилки методических, практических и электронных материалов (игры, презентации, картинки).

2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с использованием ИКТ.

3. Подготовка консультации в папку-передвижку для родителей «Игры для развития фонематического слуха у детей».

4. Проведение семинар-практикум для воспитателей коррекционных групп «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ»

Заключительный (Ноябрь)

1. Обследование на заключительном этапе для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы с помощью ИКТ;

2. Анализ результатов работы, формулирование выводов по использованию ИКТ в работе с детьми с нарушением фонематических процессов.

Было проведено итоговое мероприятие совместно с родителями: «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят»

Динамика развития фонематического слуха в сентябре и в ноябре.

В сентябре мною был проведен мониторинг детей 6 лет с нарушением речи, где было выявлено, что у 15 % нарушено фонематическое восприятие. При выполнении заданий дети затруднялись определить место звука в слове, выбрать слово на заданный звук. Дети допускали ошибки при выполнении заданий на различение слогов. После проведения коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия с использованием ИКТ мониторинг показал, что уровень развития фонематического восприятия стал выше.

Вывод: В результате реализации данного проекта созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Использование инновационных технологий (ИКТ) в работе по развитию фонематического слуха у детей, имеющих нарушения речи позволило повысить мотивацию к логопедическим занятиям. Интерактивные игры делают коррекцию фонематических процессов более эффективной и динамичной. На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данный проект, несомненно, актуален и имеет большую практическую значимость.

Список литературы:

1. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.

2. Кузьмина Е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы//Логопед. - 2008. - №5. - с. 4-11.

3. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

4. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005.

5. Нищева Н. В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

6. Фадеева, Ю. А., Жилина, И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. — М., 2012.

7. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

8. https://kira-scrap.ru/dir/jivotnie/zveri/morzhi_tjuleni_belki/68-1-0-4979 https://vk.com/album-41331816_209859043

https://detsad-kitty.ru/ https://skyclipart.ru/

Публикации по теме:

Формирование позитивных установок у дошкольников к труду взрослых посредством интерактивных технологий Выступление на педсовете по теме: «Формирование позитивных установок у дошкольников к труду взрослых по средствам интерактивных технологий».

Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков Данные авторские интерактивные игры являются практическим руководством по развитию фонетико-фонематической стороны речи, и тонкой ручной.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников Слайд 1 «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников» Цель: познакомить педагогов с этапами.

Дидактическая игра для формирования фонематических процессов «Слоговое домино»Дидактическая игра для формирования фонематических процессов «Слоговое домино» Дидактическая игра «Слоговое домино» Цель: 1. Формирование навыка слогового анализа. 2. Развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности,.

Логопедический проект «Звукоград» по развитию фонематических процессов у дошкольников подготовительной группы Актуальность проекта. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого.

Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок» ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Презентация «Формирование фонематических процессов у дошкольников 2–7 лет» Актуальность: Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,.

Проект «Формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения посредством дидактических игр» 1. Меня зовут Свистунова Валентина Ивановна. Я работаю воспитателем в детском саду № 30 «Родничок». 2. Представляю вашему вниманию педагогический.

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Дельфин» Родительское собрание на тему: «Формирование фонематических.

Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Формирование фонематических процессов посредством авторских интерактивных игр»
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 14:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический проект «Формирование фонематических процессов посредством авторских интерактивных игр»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Пыркова (УИ 1536914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД