Наталья Ковалева
Родителям на заметку «Детская рука» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБ ДОУ ЦРР Детский сад № 12
Воспитатель младшей группы Ковалева Наталья Сергеевна
Родителям на заметку «Детская рука»
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
«Непонятно: чем больше строк списывает в своей тетради сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов не соблюдает между буквами, да и буквами не назовешь те бесформенные каракули…»
Публикация «Родителям на заметку „Детская рука“ в младшей группе» размещена в разделах
Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость, аккуратность.
Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли ее готовить лучше и основательнее?
Подготовительную работу следует начинать в три – четыре года. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.
Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепив его интерес к буквам, книгам.
Рисование, которым любят заниматься дети, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, различные виды ручного труда, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.
Слабую руку ребенка можно и необходимо развить. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.
Упражнения для рук
1. Сжать руку в кулак.
2. Соединить большой и указательный пальцы.
3. Вытянуть и раздвинуть указательный и средний пальцы.
4. Сжать кулак и вытянуть мизинец.
5. Вытянуть указательный палец и мизинец.
6. Положить раздвинутые средний и указательный пальцы правой руки на те же раздвинутые пальцы левой руки (или наоборот).
7. Скрестить средний и указательный пальцы обеих рук.
8. Скрестить все пальцы, кроме больших, тыльными сторонами кистей внутрь.
9. То же самое – ладонями внутрь.
10. Поставить кулак одной руки на кулак другой так, чтобы фаланги мизинца и указательного пальца соприкасались, а затем повернуть верхний кулак так, чтобы соприкасались фаланги обоих указательных пальцев.
11. Попеременно постукивать по столу средним и указательным пальцами рук.
12. То же самое – чередуя большой, средний пальцы и мизинец.
13, 14, 15, 16. Складывать по образцу из цветных счетных палочек элементарные геометрические фигуры.
Подобные упражнения наряду с другими видами тренировки движений помогают выработать у ребенка необходимые навыки самообслуживания. Надо учить ребенка быстро и ловко шнуровать ботинки, кроссовки, кеды, застегивать пуговицы, кнопки, молнии, надевать платье, рубашку, натягивать колготки, а также убирать за собой игрушки, помогать выполнять некоторую работу по дому старшим. Тонкие, дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой.
Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать руку в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма.
- А я уже
Могу писать!
А я могу писать!
Могу тетрадку показать
И даже полистать!
- Ого!
Да ты ученым стал!
Скажи,
О чем ты написал?
- А мне откуда
Это знать?
Я сам хотел бы знать!
Ведь я сказал –
Могу писать!
Писать,
А не читать!
В. Орлов
При подготовке материала использована литература:
Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Н. В. Новотворцева. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.