Раиса Маркс
Консультация для родителей «Рука развивает мозг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Рука развивает мозг»
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, профессии, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками : «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руки на сердце», «Руки опускаются», «Своя рука владыка» «Руки не оттуда растут», «Работать, не покладая рук», «Как рукой сняло!»
Публикация «Консультация для родителей „Рука развивает мозг“» размещена в разделах
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. По умелости детской руки судят об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Нейрофизиологи и психологи отмечают взаимосвязь мозга и руки, сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно-действенным или предметно-действенным. Его можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами.
Третий этап – словесно- логическое или абстрактное мышлении. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
Начало развитию мышления даёт рука. Павлов И. П. писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Инстинкт познания, исследовательский инстинкт толкает нас всё «попробовать», потрогать руками, на ощупь. Рука даё т очень много информации: о весе, твёрдости – мягкости, гладкости – шершавости, теплоте – прохладе, сухости – влажности и о многом другом. Нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки – органе чувственного познания.
В детстве движения доставляют и мышечную радость. Чем младше ребёнок, тем сильнее его желание двигаться, хватать всё руками, переставлять, а значит исследовать.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
- органов движения;
- органов познания;
- аккумуляторов энергии.
Если ребёнок трогает какой - либо предмет, то пальцы и кожа рук в это время «учат глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Как же рука изучает, обследует предметы? Выделяют пять основных движений: 1) лёгкое прикосновение; 2) постукивание; 3) взятие в руки (хватание);
4) надавливание; 5) ощупывание.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные образы и представления. На основе «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучит?», «Найди такой же», «Чудесный мешочек» и другие.
Английские исследователи Д. Элетон и Д. Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребёнка по результатам копирования простейших геометрических фигур. Нормой считается, если в два года ребёнку доступно копирование вертикальных линий; в два с половиной года – горизонтальных линий; в три года – копирование круга; в четыре – пересекающихся линий, с соблюдением их размеров и соотношения штрихов; в пять лет – копирование квадрата; в пять с половиной лет – треугольника; в шесть лет – простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций.
Существует всемирно известный тест Керна – Йирасека, он выявляет зрительно-моторную координацию движений у детей, готовность к школе:
1. «Рисунок человека».
2. «Копирование письменных букв».
3. «Копирование группы точек».
Этот тест даёт возможность определить, насколько созрели психика и моторика ребёнка, насколько согласованны движения его пальцев, насколько он может управлять своей двигательной активностью, тормозить её, сосредоточиваться и сохранять рабочую позу без напряжения, т. е. как мозг управляет рукой.
Если рука развивает мозг, то необходимо развивать мелкую моторику – развитие мелких мышц. Этому способствуют разнообразные игры с мелкими предметами: мозаика, лего, выкладывание узоров из палочек, рисование карандашами, но не фломастерами, т. к. они не требуют усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев рук.
Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, раскраска, работа с ножницами, вышивание, нанизывание бус и др.
Задания для оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении и достоверны.
Задания для детей 4 лет:
1. «Пальчик с носиком здороваются».
2. «Уложи монеты в коробку».
3. «Нарисуй пальцами кружочки».
4. «Давай поздороваемся».
Задания для детей 5 лет:
1 «Скатаем шарики».
2. «Смотаем клубок».
3. «Собери спички в коробку».
4. «Рисование по точкам».
Задания для детей 6 лет:
1. «Порази цель».
2. «Разложи мелкие предметы на 4 кучки».
Оригинальный «пальцевый» тест предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом А. М Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребёнка. Ребёнка 4 -5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет мозга».