Приложение МААМ

Консультация для родителей «Рука развивает мозг»

Раиса Маркс
Консультация для родителей «Рука развивает мозг»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Рука развивает мозг»

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, профессии, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками : «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руки на сердце», «Руки опускаются», «Своя рука владыка» «Руки не оттуда растут», «Работать, не покладая рук», «Как рукой сняло!»

Темочки:

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. По умелости детской руки судят об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Нейрофизиологи и психологи отмечают взаимосвязь мозга и руки, сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядно-действенным или предметно-действенным. Его можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами.

Третий этап – словесно- логическое или абстрактное мышлении. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

Начало развитию мышления даёт рука. Павлов И. П. писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Инстинкт познания, исследовательский инстинкт толкает нас всё «попробовать», потрогать руками, на ощупь. Рука даё т очень много информации: о весе, твёрдости – мягкости, гладкости – шершавости, теплоте – прохладе, сухости – влажности и о многом другом. Нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки – органе чувственного познания.

В детстве движения доставляют и мышечную радость. Чем младше ребёнок, тем сильнее его желание двигаться, хватать всё руками, переставлять, а значит исследовать.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

- органов движения;

- органов познания;

- аккумуляторов энергии.

Если ребёнок трогает какой - либо предмет, то пальцы и кожа рук в это время «учат глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы? Выделяют пять основных движений: 1) лёгкое прикосновение; 2) постукивание; 3) взятие в руки (хватание);

4) надавливание; 5) ощупывание.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные образы и представления. На основе «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучит?», «Найди такой же», «Чудесный мешочек» и другие.

Английские исследователи Д. Элетон и Д. Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребёнка по результатам копирования простейших геометрических фигур. Нормой считается, если в два года ребёнку доступно копирование вертикальных линий; в два с половиной года – горизонтальных линий; в три года – копирование круга; в четыре – пересекающихся линий, с соблюдением их размеров и соотношения штрихов; в пять лет – копирование квадрата; в пять с половиной лет – треугольника; в шесть лет – простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций.

Существует всемирно известный тест Керна – Йирасека, он выявляет зрительно-моторную координацию движений у детей, готовность к школе:

1. «Рисунок человека».

2. «Копирование письменных букв».

3. «Копирование группы точек».

Этот тест даёт возможность определить, насколько созрели психика и моторика ребёнка, насколько согласованны движения его пальцев, насколько он может управлять своей двигательной активностью, тормозить её, сосредоточиваться и сохранять рабочую позу без напряжения, т. е. как мозг управляет рукой.

Если рука развивает мозг, то необходимо развивать мелкую моторику – развитие мелких мышц. Этому способствуют разнообразные игры с мелкими предметами: мозаика, лего, выкладывание узоров из палочек, рисование карандашами, но не фломастерами, т. к. они не требуют усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев рук.

Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, раскраска, работа с ножницами, вышивание, нанизывание бус и др.

Задания для оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении и достоверны.

Задания для детей 4 лет:

1. «Пальчик с носиком здороваются».

2. «Уложи монеты в коробку».

3. «Нарисуй пальцами кружочки».

4. «Давай поздороваемся».

Задания для детей 5 лет:

1 «Скатаем шарики».

2. «Смотаем клубок».

3. «Собери спички в коробку».

4. «Рисование по точкам».

Задания для детей 6 лет:

1. «Порази цель».

2. «Разложи мелкие предметы на 4 кучки».

Оригинальный «пальцевый» тест предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом А. М Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребёнка. Ребёнка 4 -5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет мозга».

Публикации по теме:

Консультация «9 кинезиологических упражнений, которые заставят мозг работать на полную мощность» Эти упражнения бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью,.

Консультация для родителей «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми». Подготовила воспитатель:.

Консультация для родителей «Дидактические игры для родителей с детьми для сенсорного развития»Консультация для родителей «Дидактические игры для родителей с детьми для сенсорного развития» "Вспомни ощущение". Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но.

Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» первой младшей группы Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» 1 младшей группы Иммунитет — ответ организма на.

Консультация для родителей «Рука развивает мозг, или Обращаемся к Монтессори за интеллектуальным развитием» Существует методика Марии Монтессори о естественном и свободном деятельном развитии здорового ребёнка в специальной среде, где прежде всего.

Консультация «Мозг ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ «Мозг ребенка» Все мы знаем что мозг человека состоит из 2 полушарий, эти полушария соединяются между собой мостом, который.

Консультация психолога «Родительский крик разрушает мозг детей»Консультация психолога «Родительский крик разрушает мозг детей» Исследования нейробиологов показали, что кричать на ребенка в воспитательных целях пагубно для психологического и развития мозга ребенка.

Конспект ООД «Органы чувств. Мозг» для детей старшей группы КОНСПЕКТ ООД Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Родителям на заметку «Детская рука» в младшей группе МБ ДОУ ЦРР Детский сад № 12 Воспитатель младшей группы Ковалева Наталья Сергеевна Родителям на заметку «Детская рука» «Истоки способностей.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Рука развивает мозг»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 18:03
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Рука развивает мозг»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Маркс (УИ 613988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД