Екатерина Демидчик
Логопедический проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Ручеек красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Ручеек красивой речи»
Актуальность: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Логопедический проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста „Ручеек красивой речи“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию образовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Проблема: развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед. Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ФФНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.
Гипотеза: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Цель проекта : совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ФФНР.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
Задачи проекта :
воспитание звуковой культуры речи;
обогащение, закрепление и активизация словаря;
совершенствование грамматической правильности речи;
формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи;
обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом;
повысить профессиональную компетентность педагогов;
сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта : воспитанники МКДОУ «Алёнушка» 5-7 лет, посещающие логопедический пункт родители и воспитатели ДОУ.
Общие сведения о проекте :
Место реализации:
МКДОУ «Алёнушка»
По методу
информационно-практико-ориентированный.
По содержанию
коррекционный
По продолжительности:
среднесрочный (январь - май 2019 г.)
По форме реализации:
Индивидуальный, подгрупповой
Участники проекта :
дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель - логопед
Возраст детей :
5-7 лет
Образовательная область:
«Речевое развитие»
Области интеграции:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».
Планируемый результат: развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).
Целевые ориентиры: ребенок владеет речевыми умениями:
инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности;
с интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей;
имеет богатый словарный запас;
безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями;
речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Методы проекта :
игровой;
творческий;
словестный;
наглядный;
практический;
использование ИКТ;
развивающие игры.
Этапы реализации проекта :
Название тапа
Содержание работы
Сроки
1 этап - подготовительный (диагностический, информационно - аналитический).
1. Определение темы проекта, формулировка цели, определение задачи проекта
январь
2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольник»
3. Укрепление материально-технической базы:
приобретение пособий, методической литературы;
изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала
4. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности
5. Составление примерного перспективного планирования работы с детьми
2. этап - практический
Работа с детьми
1. Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»
февраль
(1-я неделя)
2. «Волшебные загадки» (сочинение загадок, используя мнемотехнику)
3. Игра – драматизация: «Живая сказка»
4. Коллаж «Назови и опиши героя сказки»
февраль
(2-я неделя)
5. «По речевой дорожке» (обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме)
5. Игра «Что будет, если.»
(использование приема изменения сюжета сказки)
6. Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»
февраль
(3-я неделя)
7. Сочинение сказок «Весёлые сочинялки»
8. Акция «Подари книжку малышам»
9. Игра – путешествия по «Стране
красивой и грамотной речи»
февраль
(4-я неделя)
10. Изготовление альбома «Мы любим сказки»
11. Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов»
12. Речевые игры с движением
13. Занятия по обучению детей рассказыванию
март
(1-я неделя)
14. Беседа – диалог по теме недели
15. Слушание аудисказок
16. Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок
март
(2-я неделя)
17. Речевые тренинги с детьми;
18. Работа с мнемосхемами, мнемотаблицами
19. Динамические этюды
март
(3-я неделя)
20. Игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи»
21. Составление писем: своему другу; на передачу
22. Письмо сверстникам в другой детский сад
март
(4-я неделя)
23. Письма – загадки; письмо – приглашение
24. Сочинение сказок на новый лад
25. Изготовление альбома «Мы любим сказки»
апрель
(1-я неделя)
26. физкультурное развлечение «Живые загадки»
27. Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании
28. Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов»
апрель
(2-я неделя)
29. Игры-драматизации по знакомым сказкам
30. Познавательные игры «Я и моя речь»
31. Сочинение сказок «Веселые сочинялки»
апрель
(3-я неделя)
32. Беседа – диалог по теме недели
33. Слушание аудисказок
34. Занятия по обучению детей рассказыванию
апрель
(4-я неделя)
35. Акция «Подари книжку другу»
36. Ритмопластика
Работа с родителями
1. Заседание родительского клуба «Развитие связной речи у дошкольников»
январь
-
апрель
2. Акция «Подари книжку в группу»
3. Памятка для родителей «Развитие связной речи у дошкольников»
4. Выпуск газеты «Ладушки»
5. Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, игр для фестиваля «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника»
6. Мастер - класс «Драматизация сказок».
7. Консультации «Развитие связной речи у дошкольников», «Влияние развития связной речи на школьное обучение» .
Работа с педагогами
1. Консультация «Формирование связной речи у дошкольников», «Инновационный подход к развитию связной речи дошкольников»
январь
-
апрель
2. Экспресс-опрос педагогов «Речевое развитие»»
3. Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»
4. Фестиваль педагогических идей «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника»
5. Мастер-класс «Планируем среду по ОО «Речевое развитие»
6. Викторина для педагогов на педчасе «Красивую речь приятно слышать»
7. Смотр конкурс мини-центров по ОО «Речевое развитие»
3. этап - заключительный.
1. Презентация проекта
май
2. Разработка картотеки дидактических игр по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Презентация игр «Игры на развитие связной речи у детей подготовительной группы»
4. Коллективный выпуск фотогазеты «Наши дети рассказывают»
5. Итоговое мероприятие совместно с родителями «Ручеек красивой речи»
6. Развлечение совместно с родителями: «Сказочная страна».
7. Анкетирование о результатах проекта.
Заключение
Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития связной речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.