Анастасия Борискина
Логопедический проект «Книжка-малышка» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Изготовление книжки-малышки «Учись правильно говорить!»
Чтобы совместная работа родителей и детей была интересной и грамотно выстроена методически, я разработала рекомендации по организации работы по изготовлению книжки. Так же каждой странице я дала название и в помощь родителями описала содержание каждой страницы, дала варианты оформления странички.
Уважаемые родители, воспитанники!
Предлагаю вам принять участие в акции «Книжка-малышка своими руками»
Цель акции:
– воспитывать у детей интерес к книге;
– закреплять умения и навыки у детей, приобретённые в ходе логопедической работы;
– повышать мотивацию к исправлению речевых дефектов;
– формировать положительные эмоции у детей от сотрудничества с родителями;
– воспитывать усидчивость, внимание, воображение.
Советы по изготовлению книжки-малышки.
1. Не забывайте, что это совместная работа родителей и ребёнка, не старайтесь всё выполнить за ребёнка.
2. Объясните ребёнку, что вам предстоит выполнить, вспомните над каким звуком идёт логопедическая работа. Вот об этом звуке и будет создана книжка-малышка.
3. Определите сроки изготовления книжки-малышки (либо каждый вечер по одной страничке; либо в выходные дни постараться выполнить всё задание)
4. Слушайте предложения и мнение ребёнка, находите самый лучший и понятный для вас один вариант выполнения.
5. Если ребёнок не уверен в своих силах, хвалите, вселяйте уверенность, настраивайте на то, что всё получится.
6. Помогите с рисунками своему ребёнку (нарисуйте силуэт, а он разукрасит; либо нарисуйте, разукрасьте, а ребёнок вырежет и аккуратно наклеит).
7. Используйте простые и цветные карандаши, не применяйте фломастеры.
8. Если вы придумали, в какой форме выполнить задание, то выполните сначала на черновике, а затем уже перенесите свою задумку на страницу книжки.
9. Задания вы придумывайте для читателей вашей книжки-малышки.
10. Помощником вам может стать и логопедическая тетрадь с домашними заданиями.
В помощь родителям по выполнению заданий по каждой странице книжки:
1. На титульной странице необходимо написать имя и фамилию автора (ребёнка).
Варианты выполнения:
• Если ребёнок умеет писать буквы, то предложите списать с образца свою фамилию и имя (потренируйтесь на черновике)
• Взрослый пишет буквы пунктиром, а ребёнок обводит
• Имя и фамилию пишет взрослый
2. На первой странице книжки вы можете поместить фотографию автора (ребёнка, либо нарисованный автопортрет
Варианты выполнения:
• Фотография выполнена через принтер в чёрно-белом, либо цветном варианте
• Ребёнок сам нарисовал свой автопортрет цветными карандашами
• Взрослый нарисовал портрет своего ребёнка
• Страница остаётся пустой
3. На странице № 2 необходимо выполнить иллюстрацию к артикуляционному упражнению. Спросите у ребёнка, какое одно упражнение или два упражнения нравится, либо какоё упражнение лучше всего получается.
Варианты выполнения:
• Нарисовать картинку цветными карандашами и подписать упражнение печатными буквами
• Нарисовать на отдельном листе, вырезать и наклеить, подписать упражнение печатными буквами
• Нарисовать картинку и сочинить стихотворный текст к упражнению
Пример выполнения: артикуляционное упражнение «Лягушка», рисуем лягушку, сочиняем стихотворный текст, взрослый пишет печатными буквами рядом с картинкой
Вот понравится лягушке:
тянем губки прямо к ушкам.
Потянули и убрали
и нисколько не устали.
4. На странице № 3 надо нарисовать картинки на звукоподражание (на звучание какого предмета, животного, явления природы похоже звучание вашего звука)
Например:
звук [С] – насос, холодная вода, паровоз выпускает пар;
звук [Л]- волчок, индюки, балалайка, самолёт гудит;
звук [Р] – трактор, тигр, вороны, лошадка фыркает;
звук [Ш] – горячая вода, ветер, воздушный, шарик сдувается, гусь шипит, лес шумит;
звук [Ж] – пчёлки, мухи, жук жужжат
Варианты выполнения:
• Нарисовать картинку цветными карандашами и подписать печатными буквами
• Нарисовать на отдельном листе, вырезать и наклеить, подписать упражнение печатными буквами
• Нарисовать картинку и сочинить стихотворный текст к упражнению
Пример выполнения:
Произнеси звук гудящего самолёта: л-л-л
5. На странице № 4 нужно дать характеристику звуку, о котором вы рассказывайте в этой книжке. Задания необходимо выполнить в игровой, занимательной форме.
Варианты выполнения:
• Нарисовать символы, которые характеризуют согласный звук в ряд, и записать задание печатными буквами: «Зачеркни символ, который не подходит звуку [С ]»; или «Обведи в кружок символ, который подходит к звуку [С ];
• В центре написать букву, которая обозначает изучаемый звук, а вокруг символы, которые характеризуют этот звук и записать задание печатными буквами: «Протяни «ниточки» от буквы к символам, которые подходят к этому звуку»
• Нарисовать домик с пустыми окнами, на крыше написана буква, записать задание печатными буквами: «Нарисуй в окнах символы, которые подходят к изучаемому звуку»
Подсказка для родителей: согласный звук характеризуется по следующим признакам, и обозначаются эти признаки следующими символами:
Преграда для воздушной струи:
губы зубы язык
воздух выходит: из ротика из носа
воздушная струя: тёплая холодная
звук с участием голосовых складок или без участия:
звонкий глухой
звук по поднятию средней части спинки языка или без поднятия:
твёрдый мягкий
фишка какого цвета для звукового анализа:
синяя (твёрдый звук) зелёная (мягкий звук)
Пример выполнения:
Обведи в кружок символ, который подходит к звуку [С]
6. На странице № 5 проявите своё творчество.
На этой странице будет находиться задание на автоматизацию звука в предложениях, рифмованных текстах.
Варианты выполнения:
• Надо подобрать загадку, где отгадка с изучаемым звуком и записать печатными буквами (отгадку можно зарисовать);
• можно сочинить чистоговорку с изучаемым звуком и записать печатными буквами;
• можно подобрать слова рифмовки (слова парами или слова тройками)
Пример выполнения:
Чистоговорки:
са-са-са – над нами летит оса
ас-ас-ас – на столе стоит квас и т. д.
Слова-друзья:
Стол-стул-пол
Палка-галка-скалка и т. д.
7. На странице № 6 надо придумать задание, которое помогает проводить звуковой анализ и синтез слов
Варианты выполнения:
• Нарисовать картинки, в названиях которых есть изучаемый звук, и картинки в названиях которых нет изучаемого звука и записать задание печатными буквами: «Разукрасьте картинки, в которых есть звук [.. ];
• Нарисовать картинку и несколько звуковых схем и записать задание печатными буквами: «Проведи стрелочку от картинки к нужной звуковой схеме»;
• Нарисовать несколько картинок и одну звуковую схему, записать задание печатными буквами: «Проведи стрелочку от схемы к нужной картинке»;
• Нарисовать несколько картинок, в названиях которых изучаемый звук будет находиться в начале слова, в середине слова, в конце слова, записать задание печатными буквами: «Разукрась картинки, в названиях которых звук […] находится самый первый»;
• Нарисовать картинку, в названии которой есть изучаемый звук и схему с пустыми клеточками: «Зарисуй схему слова»
Пример выполнения:
Проведи стрелочку от картинки к нужной схеме
8. На странице № 7 мы автоматизируем звук в связной речи, то есть в рассказах, сказках творческого характера, либо пересказах знакомых сказок, рассказов.
Варианты выполнения:
• Подберите сказку, либо рассказ, где в названии главного героя присутствует изучаемый звук. Нарисуйте главного героя, либо наклейте наклейку и запишите задание печатными буквами. Например: «Расскажи сказку, где главный герой Лиса-Алиса» и т. п. ;
• Нарисуйте любой предмет, явление природы, животного, персонажа сказки или рассказа в названии которых присутствует изучаемый звук, и запишите задание печатными буквами. Например: «Сочини рассказ или сказку про слоника и расскажи родителям»
9. На странице № 8 необходимо придумать задание на закрепление знаний о букве. Буква должна обозначать изучаемый звук
Варианты выполнения:
• Напечатать разные буквы, разного размера, цвета и записать задание печатными буквами: «Найди букву «С» и обведи простым карандашом в кружок»;
• Напечатать изучаемую букву в ряд (некоторые элементы буквы должны быть недописаны, и записать задание печатными буквами: «Жук-буквоед съёл буквы «С», помоги букве, допиши элемент буквы»;
• Напечатать в ряд буквы «С» правильно и в неправильном варианте и записать задание печатными буквами: «зачеркни крестиком неправильную букву «С»»;
• Нарисовать силуэты букв «С» и записать задание печатными буквами: «Разукрась букву «С»»;
• Написать буквы «С» пунктиром в ряд и записать задание печатными буквами: «Пропиши букву «С» по пунктирным линиям»
Пример выполнения:
Жук-буквоед съел букву «С», допиши элемент буквы, помоги букве «С»
10. Страница № 9 подводит итог работы над изучаемым звуком, то есть звук автоматизирован в скороговорках. Вам надо, либо подобрать скороговорку, либо самостоятельно сочинить, чтобы скороговорка была насыщена изучаемым звуком.
Варианты выполнения:
• Найти скороговорки, с изучаемым звуком и записать печатными буквами. Например: У Сани сани едут сами. У осы не усы, а усики. У нас газ погас;
• Самостоятельно сочинить скороговорку, насыщенную изучаемым звуком и записать печатными буквами.
Желаю успехов!