Приложение МААМ

Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 3

Анастасия Квашнина
Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : «Посуда. Мебель».

Словарь

Предметный: тарелка, чашка, ложка, блюдце, нож, вилка, кастрюля, сковородка, половник, чайник, миска.

Глагольный: накрывать, подносить, подавать, убирать, ставить, складывать, мыть, чистить, вытирать, сушить, разбить, сервировать.

Признаков:

По месту использования – чайная, столовая, кухонная;

По названию – кофейная, чайная, столовая;

По материалу – железная, пластмассовая, пластиковая, стеклянная, фарфоровая, глиняная;

По размеру – глубокая, мелкая, большая, маленькая.

Развитие общей моторики

Он большой стеклянный чайник.

Публикация «Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе, Часть 3» размещена в разделах

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются

Вот серебряные ложки.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Надули животик, одну руку на пояс, другую

согнули - «носик»,

Присели, одну руку поставили на пояс

Кружатся, рисуя руками в воздухе круг

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об

кулачок и хлопают в ладоши.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, по одному, на каждое

название посуды.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, по одному, на каждое

название посуды.

Развитие артикуляционной моторики

«Кувшины с узким и широким горлышком». Вытягивать губы то узкой, то широкой трубочкой.

«Самовар». Надуть щёки.

Приготовим «чашечки» для чая. Чья «чашечка» глубже?

«Острый ножик и глубокий ковшик». Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «Чашечкой».

«Пьём коктейль через трубочку». Вытянуть губы узкой «Трубочкой». Вдох – выдох.

«Пыхтящий чайник». Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!».

Развитие фонетико-фонематического восприятия

1. Какой звук вы слышите в начале слов? : Нос, носорог, новости, нож, Наташа.

2. Повторите слоги: на-на-на, но-но-но, на-но-но, ну-ну-на

3. Какой звук вы слышите в начале слов? : Нитка, Нюра, нёбо, няня?

4. Похлопай как я. Воспитатель хлопает в ладоши ритм: // // //, / // /, / // ///.

5. Деление слов на слоги: Нина, Наташа, Нюша, Нонна.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Согласование существительных с притяжательными местоимениями моя, мое, моя, мои.

Игра «Есть – нет» на предметных картинках.

Цель: образование род. П. единственного числа имен существительных

Есть ложка— нет ложки. Есть чашка—. (нет чашки). Есть тарелка—. (нет тарелки).Есть вилка - (нет вилки). Есть сковородка - … (нет сковородки). Есть миска - … (нет миски).

«Из чего?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом из :

суп наливаю из. (кастрюли); суп ем из. (тарелки); мясо беру из. (сковородки); кофе пью из. (чашки); кашу ем из. (миски).

Игра «Один-много».

Цель: образование род. П. множественного числа существительных

Одна ложка— много ложек. Одна чашка—. (много чашек). Одна тарелка—. (много тарелок). Одна вилка - (много вилок). Одна миска - … (много мисок). Одна сковородка – (много сковородок).

Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ица

Посуда для сахара – сахарница, посуда для конфет – конфетница, посуда для сухарей – сухарница, посуда для супа – супница, посуда для селедки – селедочница, посуда для салата – салатница, посуда для фруктов – фруктовница, емкость для хлеба – хлебница, посуда для соуса – соусница, для перца – перечница, емкость для чернил – чернильница, для мыла – мыльница, для салфеток – салфетница.

Развитие связной речи

Научить детей описывать предметы посуды, называя части, цвет и из чего сделана.

Игры и упражнения

«Ложка и стакан».

Перед взрослым и перед ребёнком стоят стаканы с ложками. Взрослый демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку на стакан. Я положила ложку за стакан».

После этого дети самостоятельно демонстрируют и комментируют свои действия.

Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»

а) Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.

б) Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.

в) Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т. д.

г) Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т. д.

Литература для чтения:

К. Чуковский «Федорино горе», Н. Носов «Мишкина каша, Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»,

А. Гайдар «Голубая чашка», З. Александрова «Большая ложка».

Мебель

Словарь

Предметный: стол, стул, шкаф, кровать, диван, тахта, табурет, буфет, гардероб, полка, тумба, комод, сервант, стенка, кресло, кушетка, банкетка, пуфик.

Глагольный: сидеть, делать, изготавливать, собрать, передвинуть, разложить, застилать, ухаживать, открывать, закрывать.

Признаков: деревянная, современная, стеклянная, прочная, качественная, старая, новая, грязная, полированная, мягкая, удобно.

Развитие общей моторики

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка. Стоят в кругу, хлопают в ладоши.

Берутся за руки, идут по кругу.

Руки на поясе. На первое слово садятся, на

второе – встают и т. д.

Развитие мелкой моторики

«Мебельный магазин».

Эту мебель мы купили (Ребенок ритмично сжимает и разжимает пальцы

рук)

С папой вместе в магазине.

Это стул, на нем сидят. (Загибает или разгибает пальцы на руке, перечисляя

мебель).

Это стол, за ним едят.

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Эту мебель мы купили (ритмично сжимает и разжимает пальцы рук).

С папой вместе в магазине.

Развитие мимических мышц и артикуляционной моторики

Легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; закрыть правый глаз, затем левый; подмигнуть.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Звук М, Мь

Назовите первый звук в слове: «Мак [М]; мебель [Мь]; музыка [М]; мука [М], мишка [Мь]».

Игра «Это слово не подходит». Определить и назвать слово, которое отличается от других. Лексический материал : мишка – мышка – мишка – мишка; мыло – мыло – Мила – мыло; мял – мал – мал – мал; мил – мил –мыл – мил.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Где мяч?» Употребление предлогов (по демонстрации действий) :

«Мяч под столом. Мяч на столе. Мяч между столами. Мяч за столом».

Игра «Сосчитай 1, 2, 5». Один диван, два … пять …;

одна кровать, две, пять …;

одно трюмо, два, пять ….

«Великан и Гномик». У Великана – стол, а у Гномика – столик.

У Великана – стул, а у Гномика …

У Великана – кресло, а у Гномика …

У Великана – шкаф, а у Гномика …

Упражнение «Из чего — какой?» : Ножки табуретки из металла. Они (какие).

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие).

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие).

Столешница стола из дерева. Она (какая).

Обивка на кресле из кожи. Она (какая).

Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения.

Шкаф высокий, а тумбочка.

Диван мягкий, а табурет.

Шкаф большой, а полка.

Кресло мягкое, а стол.

Игра «Назови правильно». В магазине на витрине стол - один, а на складе- много столов (диван, табурет, шкаф, комод, сервант).

Развитие связной речи

«Составь предложение» (работа с деформированной фразой)

Мама, чай, налить.

Пылесосить, папа, ковер.

Телевизор, сестра, смотреть.

Игра «Подскажи словечко». Закрепление предлогов, падежных форм имен существительных

Костя в комнату вошел

И поставил сок. (НА стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки. (В буфете).

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла. (СО стула).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика. (ИЗ шкафа).

Закатила барабан

Наша Оля. (ПОД диван).

На портрете — Аня с бантом,

А портрет тот. (НАД сервантом).

Книжку новую Ивана

Я достал. (ИЗ-ПОД дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет. (НА кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть-чуть. (НА стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы. (В кресле).

Тема : «Моя дружная семья. Родственные отношения.

Культура поведения в семье».

Словарь:

Предметный: дочь, сын, папа, мама, дед, бабушка, сестра, брат, внук внучка, родственники, семья, дружба.

Глагольный: помогать, убирать, готовить, заботиться, заниматься, уважать.

Признаков: хороший, младший, старший, старый, молодой, высокий, низкий, любимый, родной.

Развитие общей моторики

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Развитие мелкой моторики

Раз уселась на скамейке

Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)

Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный)

Ну, а мне где поместиться? (разогнуть мизинец)

«Моя семья» Показывать пальчики по одному на каждую строчку, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик – я.

Вместе дружная семья! (сжимать и разжимать кулачок).

Развитие артикуляционной моторики

Упражнения «Улыбка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Качели».

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Упражнение «Хлопни в ладоши», если услышишь звук [И] :

Звуки: а, о, и, у, е, и, ё, ю, и;

Слоги: ми, до, зу, ти, до, ни, цу, зи;

Слова: мишка, зубы, нить, стул, книга.

«Кто звенит, а кто свистит?»

Воспитатель рассказывает: «Когда кипит чайник, он свистит так: с-с-с-с. (Показывает картинку). Когда пищит комар, он делает так: з-з-з-з. (Показывает картинку).» Воспитатель поочередно показывает картинки, а дети произносят соответствующий звук.

Разучивание скороговорки. Дифференциация звуков «с» - «з» во фразовой речи.

«Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка».

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Скажи ласково»

Дочь – … доченька, дочурка

Сын – … сынок, сыночек

Папа – … папочка, папенька, папуля

Мама – … мамочка, мамуля.

Дед – … дедушка, дедуля

Бабушка – … бабуля, бабулечка.

Сестра – … сестренка

Брат - … братишка

Внук – … внучок

Внучка –… внученька

«Подбери нужное слово» :

Мама, папа, дедушка, двоюродный брат – это … (родственники).

«Назови правильно» : Кто старше : мама или дочка? Кто младше: бабушка или внук?

Развитие связной речи.

Составь рассказ о семье по плану:

- как зовут твоих родителей?

- где они работают?

- есть ли у тебя бабушки, дедушки?

- как их зовут?

- с кем ты проживаешь?

- какое любимое занятие твоих родителей?

Тема : «Мое село. Мой город».

Словарь

Предметный: город, улица, сквер, тротуар, достопримечательность, памятник, мост, адрес, садик, школа, двор, площадка.

Глагольный: смотреть, ходить, жить, любоваться, посещать, любить, ездить, работать, изучать, строить.

Признаков: красивый, чистый, родной, любимый, ухоженный, большой, величавый, огромный, кирпичный, панельный, деревянный, бетонный, каменный, просторный, старый.

Развитие общей моторики

«Город»

Мы по городу шагаем (шаг на месте)

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)

Развитие мелкой моторики

Город – это улицы, проспекты и дома, (Руки вытянуть вперед, широко

раздвинуть ноги, соединить руки над головой)

Площади, музеи, парков тишина, (Сделать руками круг, поднять сцепленные

руки вверх, развести в стороны)

Блеск огромных стекол, (Руки поднять над головой, шевелить всеми

пальцами)

Праздничных витрин,

Быстрое движенье прохожих (Быстро маршировать на месте)

И машин. (Руки в кольцо перед собой, крутить воображаемым рулём и

бежать по кругу)

Мы по городу шагаем, Много видим, называем:

(«шагают» пальчиками по столу)

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики, начиная с большого)

«Дом»

Я хочу построить дом, Руки над головой «домиком».

Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в

«окошко».

Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми

частями.

Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял. Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других

пальцев.

Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл, «Стряхивающие» движения.

И тюльпан в саду расцвёл. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки

смотрят вверх.

Развитие артикуляционной моторики

Комплекс упражнений для звуков [Ш, Ж] : «Чистим верхние зубки», «Ступеньки», «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка».

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Звуки З-Ж

Упражнять в делении слов на слоги.

Учить дифференцировать звуки [з] — [ж] в слогах, словах, предложениях.

Слова: шов – зов, шел – зол, шубы – зубы, ваша – ваза, туши – тузы, шайка – зайка, шибко – зыбко, шубки – зубки, шагнуть – загнуть.

Учить дифференцировать звуки [ш] — [ж] по звонкости-глухости в слогах, словах, предложениях.

Слова: шить – жить, Даше – даже, вышить – выжить, тушат – тужат, машет – мажет, обшивать – обживать, шитье – житье.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Дидактическая игра с мячом «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом) – кирпичный дом.

из бетона, из пластмассы, из бумаги, из дерева, изо льда, из глины, из стекла.

Скажи со словом городской, сельский:

Улица, сквер, дом, квартира, парк, храм, университет, магазин.

Развитие связной речи

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Про девочку Машу и куклу Наташу».

Выбери дом (жилой, общественный, памятник архитектуры). Расскажи о нем по схеме.

Тема : «Моя Родина – Россия.

Государственная символика».

Словарь:

Предметный: Москва, страна, Россия, Родина, Отечество, любовь, столица, город, правительство, площадь, улица, проспект, бульвар, тротуар, москвич, достопримечательность, куранты, университет.

Глагольный: жить, учиться, любоваться, хранить, изучать, познавать, путешествовать, восхищаться, встречать, провожать, основал, смотреть, работать, проживать, регистрироваться.

Признаков: красивая, большая, бескрайняя, огромная, триумфальная, красная, белокаменная, величественная, огромная, просторная, древняя, современная, отстроенная, отреставрированная.

Развитие общей моторики

Наша страна

В нашей стране горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие! Встать на носочки, потянуться руками вверх

Наклониться, коснуться руками пола

Встать прямо, развести руки в стороны.

Встать на носочки, потянуться руками вверх

Подпрыгнуть, показать большой палец на правой

руке

Развитие мелкой моторики

Москва

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя. Положить ладони на стол, прижав друг к

другу.

Сложить «домик» из рук

Сжимать и разжимать кулачки

Прижать ладони к сердцу

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы (хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева. (поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва. (сгибать, разгибать пальчики)

Развитие мимических мышц и артикуляционной моторики

- для челюсти: открыть широко рот и удержать под счет до десяти;

- для губ: «улыбка»«трубочка»;

- для языка: «Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя); мы похлопаем губами (пя-пя-пя)»; «чашечка».

Работа по развитию дыхания и голоса.

- Вдох через нос — выдох через нос; вдох через нос — выдох через рот; вдох через рот — выдох через рот; вдох через рот — выдох через нос.

- Голосовые упражнения: звуком А спеть один куплет знакомой песни о Москве.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Закрепить умение детей различать согласные звуки по признаку звонкости—глухости с опорой на тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Приложите руку к горлышку и произнесите звук Б, а затем звук П. В каком случае горлышко дрожит? Как называются звуки, которые мы произносим с голосом? А без голоса?

Игра «Скажи наоборот». Замени согласный глухой звук на согласный звонкий звук: Ба — па, фа — ва, за — са, ша — жа, да — та, га — ка,

зи — си, ги — ки.

Игра «Слово заблудилось». Закончить двустишия словами, подходящими по смыслу.

Распустились утром росы,

На цветках сверкают розы.

Зреет красная Галина,

Соберет ее калина.

На крючке нашивка,

На рукаве наживка.

На березе распустилась бочка,

А в подвале стоит почка.

По реке плывут плоды,

Зреют на ветвях плоты.

Я в тетрадях ставлю дочку,

Мама любит свою точку.

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Сосчитай 1-2-5»

Одна широкая улица…

Один современный город…

Одно древнее здание…

«Я, ты, мы, вы, они». Составь предложение.

Я гуляю по Москве. Ты…

Я приехал в Санкт-Петербург. Ты…

«Добавь слово». Воспитатель говорит предложение, а дети должны вставлять слово «Москва» так, чтобы слова в предложении «дружили».

- Столица нашей Родины – Москва.

- Страна не может жить без столицы – без Москвы.

- Всю свою любовь я дарю Москве.

- Я вижу по телевизору Москву.

- Я горжусь Москвой.

- Я думаю о Москве.

Развитие связной речи

Послушай рассказ и ответь на вопросы.

В каждом государстве есть самый главный город – столица. Здесь находятся органы государственной власти, живут руководители государства.

В центре Москвы находится Кремль – сердце России. Это самая древняя часть Москвы. В Кремле находится резиденция Президента России и его рабочий кабинет. Президент России приносит клятву на верность России в Большом Кремлевском дворце. Каждый раз, когда наступает Новый

год, к нам с экранов телевизора из Кремля обращается президент страны и желает нам всем счастья в наступающем году. После чего нам показывают Спасскую башню Кремля, а на ней главные в стране часы-куранты, и под бой курантов все люди нашей страны загадывают желание, в надежде, что оно сбудется.

Самые главные праздники в России принято отмечать на Красной площади. Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраиваются военные парады, концерты, торжественные шествия.

Как называется главный город страны?

Какой город является столицей России?

Что находится в центре Москвы?

Где находится резиденция Президента России?

В каком дворце Президент приносит клятву верности?

Как называются главные часы нашей страны?

Где проводят парады в Москве?

Объясни выражение: «Красная площадь».

Стихи о Москве и России.

«Москва златоглавая».

Город самый главный,

Самый дорогой,

Город нашей славы,

Вечно молодой,

Город нашей славы,

Город волшебства,

Город златоглавый –

Гордая Москва! Н. Добронравов

Москва – России краса

Городов не перечесть:

И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин,

Вена, Токио, Пекин –

Городов великих, славных,

Людных, шумных, ярких самых,

Удивительных. И всё же

Есть один – всего дороже,

Город близкий и родной,

Тот, что нарекли Москвой! В. Борисов

Кремлёвские звёзды

Кремлёвские звёзды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет! С. Михалков

«Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём. В. Степанов

Тема : «Зимушка-зима».

Словарь

Предметный: зима, метель, снегопад, сугроб, снег, снежинка, лед, мороз, ветер, метель, холод, иней, сугробы, сосульки, солнце, снеговик, снежная баба, снежки, горка, пурга, льдинка, шуба, пальто, варежки.

Глагольный: падать, кружиться, заметать, трещать, выпадать, дуть, мести, летать, блестеть, сверкать, скрипеть, скользить, посыпать (песком дорожки, ударить (мороз, мерзнуть, греться, кататься, лепить, съезжать, дуть, идти, падать, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, обметать, стыть, леденеть.

Признаков: белый, снежный, пушистый, ледяной, холодный, искристый, рассыпчатый, сверкающий, блестящий (снег, твердый, мягкий, прозрачный (лед, глубокий, морозный, крепкий, сильный, хрупкий, скользкий, гладкий, суровая, вьюжная, серебристый, серое (небо, колючий (ветер).

Развитие общей моторики

Вечер приближается (разведите руки в стороны,

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны) Темнота сгущается.

Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят

его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу

вверх)

Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая

широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем

садятся на корточки, закрывая голову руками)

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков.)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой рука по

ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой

стороной.)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой

ложкой, положить руки под щеку.)

Развитие артикуляционной моторики

«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

«Грустные снеговики весной». Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Дифференциация звуков М – Н

Нахождение «лишнего» слова в ряду других. Необходимо выделять голосом первый звук.

Слова: мак – молоко – нуга – мука.

Мороз – муха – машина – нос

Номер – майка – норка – носок

Макака – народ – надрез - ножи

Дифференциация звуков В - Ф

Нахождение «лишнего» слова в ряду других. Необходимо выделять голосом первый звук.

Слова: вата – факел – фургон – форма

Вагон – фон – варежка – варенье

Ваза – вода – волк – Фунтик

Фонарь – фургон – вагон - факел

Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра с мячом. Дети встают полукругом. Воспитатель бросает кому-нибудь из них мяч и произносит название предмета, а ребенок придумывает с этим словом такое словосочетание, чтобы в нем встречался предлог НА (чайник НА плите, тарелка НА столе, кошка НА кровати, попугай НА ветке, гриб НА полянке, яблоко НА дереве и т. д.).

Составление предложений по двум опорным словам и предлогу НА.

Детям предлагается составить предложения про те два предмета, которые воспитатель назовет, и обязательно включать в предложение маленькое слово НА. Называет: кубик и стол; куклу и стул; мел и доску; машинку и ковер и т. д. Если у детей возникают затруднения, возможен показ.

Развитие связной речи

«Ответь правильно». Полным предложением.

Зимой бывает снегопад или листопад? Зимой на улице мороз или жара? Зимой одеваемся тепло или легко? Снеговика лепят или строят? На коньках катаются или качаются?

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Друзья помогли»

Инструкция: взрослый дает ребенку все карточки и говорит: «Рассмотри внимательно эти картинки и разложи их по порядку так, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Для этого нужно понять, что было сначала (эта картинка станет первой, что было потом, и чем вся эта история закончилась (это покажет последняя картинка в ряду). Будь очень внимателен к деталям рисунка, они подсказывают правильное решение».

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Домашнее задание в подготовительной группе по лексическим темам «Цветы. Насекомые» 1. «Какие это цветы?» Ромашки, васильки растут в поле, это … цветы. Розы, гвоздики растут в саду, это … цветы. Колокольчики, ландыши растут.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека игр-упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су-Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе Картотека игр - упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су – Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе. Подготовила:.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5) Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева.

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Игры: «Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания. «Дождик,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 3
Опубликовано: 28 июня 2023 в 09:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 3» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Квашнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД