Елена Пашинина
Логопедические технологии исправления речевых недостатков у детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические технологии исправления речевых недостатков у детей с особыми образовательными потребностями
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с отклонениями в развитии.
Публикация «Логопедические технологии исправления речевых недостатков у детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями направлен на:
-укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие;
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
-коррекцию речевых нарушений дошкольников;
-формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:
• Технология логопедического обследования.
• Технология коррекции звукопроизношения.
• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология развития интонационной стороны речи.
• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
• Технология логопедического массажа.
В современной логопедической практике при наличии условий активно используются инновационные технологии:
1.Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъективного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в освоении языковой действительности. С помощью личностно-ориентированных технологий мне удалось реализовать индивидуально-дифференцированный подход к коррекции нарушения речи детей.
Личностно-ориентированные технологии используют при создании организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию - перед детьми ставлю проблемную ситуацию, которую требуется решить. Дети предлагают свои решения проблемы, договариваются друг с другом, а затем выбирают лучшее. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу.
Используются инсценировки и этюды при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволяет ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяю самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки.
Чтобы дети лучше вживались в образ, использую маски героев и другие атрибуты (шляпы, платочки и др.).
2. Для повышения мотивации детей к занятиям, развития высших психических функций и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяют игровые технологии.
Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.
Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.
Игры с предметами развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и совершенствуют речь.
С помощью дидактических игр «Подскажи словечко», «Назови ласково» провожу работу по закреплению навыков словоизменения и словообразования. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.
Дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры. Они помогают уточнить и расширить представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы, формируют навыки правильного звукопроизношения.
Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч, перекатывание и захват мяча.
Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.
Игровые технологии в образовательном процессе в педагогической теории и практике остаются актуальными.
3. В коррекционно-развивающей работе используются информационно-коммуникационные технологии в виде электронных пособий: игры сайта «Мерсибо»,«Уроки тетушки Совы», «Логопедические игры», «Логопедические упражнения» и т. д.
При демонстрации презентационных материалов у детей повышается интерес к изучению нового, активизируется познавательная деятельность, развивается мышление.
4. Применяя в работе здоровьесберегающие технологии (дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, физкультминутки, су-джок терапия, самомассаж, релаксационные упражнения, сказкатерапия, мнемотехника, логоритмические упражнения, я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Во время упражнений учу детей выполнять короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох. При освоении дыхательной гимнастики дети начинают самостоятельно регулировать продолжительность, силу выдоха, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Для развития артикуляционного аппарата и мимики использую сказки о веселом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок).Упражнения подбираю с учётом конкретного нарушения у ребёнка.
Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как тренировка пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие ребенка.
Провожу пальчиковые игры: с мелкими предметами, игры со скороговорками, игры со стихами, использую различные шнуровки, мозаики.
Также использую физминутки, во время проведения, которых движения сочетаются со словом, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Логоритмические упражнения
создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность;
стимулируют двигательную функцию;
развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
растормаживают речевые функции;
развивают чувства ритма, темпа, времени;
нормализуют просодическую сторону речи.
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Активно использую «Су-Джок».Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.
Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок.
Сказкотерапия
Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Задача логопеда — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.
Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания –мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Мнемотехника использует естественные механизмы мозга (наглядно-образной памяти)и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
5. Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития использую технологию проектной деятельности.
Проектный метод в работе учителя-логопеда представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребёнка, родителей и воспитателей.
Цель проектной деятельности логопеда ДОУ: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Мною были разработаны проекты: «Маленькие грамотеи», «Звуки, звуки, слышим вас, не уйдёте вы от нас», «Весёлый язычок», «Слова наоборот», «Послушный ветерок», «Будем говорить правильно».
Логопедические проекты имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного произношения, лексико-грамматического строя речи, связного высказывания.
6.Технология «дидактический синквейн»
Одним из эффективных методов развития мышления и речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения- синквейна.
Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать
Синквейн- это план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.
Синквейн используется в НОД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной темы.
Дидактический синквейн составляется по определённым правилам. Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, т. к его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.
Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.