Васильева Ирина
Логопедические игры в работе воспитателя как способ решения общих задач
Мудрость пословицы «Один в поле не воин» как нельзя лучше подходит к работе логопеда. Ведь без объединения усилий с родителями, а также воспитателями, результативность его работы будет значительно ниже. А ведь воспитание правильной, грамотной речи и благоприятное развитие ребенка в целом - это наша общая задача.
Публикация «Логопедические игры в работе воспитателя как способ решения общих задач» размещена в разделах
Большим подспорьем для логопеда станут логопедические пятиминутки, который воспитатель имеет возможность проводить в течение дня. Это могут быть игры на развитие слухового внимания и памяти. Причем, подобные игры полезны не только детям с речевыми нарушениями, так как способствуют развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления в целом.
Вот несколько примеров таких игр.
Игра «Запретное слово». Суть игры заключается в том, что взрослый задает вопросы, а ребенок должен отвечать на вопросы как угодно, только не используя запретное слово. К примеру, слова "да" и "нет", "белый" и "черный". Чтобы добиться хорошей концентрации и интереса к игре, темп должен быть быстрым.
Игра «Большой – маленький», также способствует развитию слухового внимания. Ведущий называет предметы принципиально разного размера. Ребенок должен ладонями показать величину. Для придания большей эмоциональности также следует вести игру в хорошем темпе. Важно в данной игре то, что одновременно работают слуховой и двигательный анализатор.
В настоящее время в логопедической работе все чаще встречаются дети, у которых речь невнятная, как бы «каша во рту» (выражаясь специальной терминологией, нарушена иннервация речевого аппарата, когда прохождение нервных импульсов от коры головного мозга к органам артикуляции недостаточное). У таких детей нарушено не только произношение звуков, но и просодика, под которой понимают характеристики голоса (сила, высота, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация). Таким детям очень полезны игры на развитие просодики. Для ее развития неоценима помощь воспитателей в разучивании скороговорок, окрашивая их разной интонацией – вопросительной, восклицательной; с разной силой голоса – громко и шёпотом; с разной эмоциональной окраской: грустно, весело, гневно, испуганно, подкрепляя рассказ мимикой.
Одним из основных моментов в работе логопеда является работа по развитию фонематического слуха, без которого невозможно полностью откорректировать у ребенка звукопроизношение. Для развития фонематического слуха можно поиграть с детьми в игру «Испорченный телефон». Группу детей можно разделить на две команды. Участники команд стоят друг за другом. Последним игрокам каждой команды показывают по одной картинке с изображением предмета. Эти игроки по цепочке шепотом называют это слово соседнему игроку. Выигрывает та команда, последний игрок которой правильно назовет слово. Проверить это можно, показав предложенную картинку. Полезно предлагать слова, которые отличаются друг от друга одним звуком. Например, коза – коса, мышка – мишка.
Следующая игра всегда была популярна ввиду своей простоты, между тем, она не только способствует развитию слухового внимания, также обогащает лексический запас, активизирует память. Ведущий называет слово, а каждый следующий игрок, должен назвать слово, которое заканчивается на последний звук предыдущего слова (нос – сок – коса и т. д.).
Интересный вариант той же игры : необходимо придумать как можно больше слов на заданный звук. За каждое слово ребенок получает фишку. Победа за тем, кто назвал больше слов и набрал большее количество фишек.
Еще одна игра «Поймай слово с заданным звуком» также способствует формированию фонематического слуха. Ведущий называет слова с каким-либо звуком. К примеру со звуком "р", чередуя их словами без этого звука. Услышав в слове заданный звук, дети должны хлопнуть в ладоши. Примерный ряд слов: рука, парус, нога, миска, парашют, ракета, повар, окно и т. д.
При изучении лексических тем можно отработать изучение грамматических категорий :уменьшительно-ласкательные формы существительных, множественное число существительных, образование прилагательных от существительных, образование притяжательных прилагательных. Важно обогащение активного словарного запаса детей не только посредством существительных, но и прилагательными и глаголами.
Возможен следующий вариант игры : дети садятся в круг. Взрослый называет предмет, а дети по порядку называют его признаки (действия). Выигрывает тот, кто назовет больше всех слов, ни разу при этом не повторившись. Например: яблоко. Какое оно? Сладкое, кислое, спелое, красное, круглое и т. д.
Вышеуказанные варианты игр универсальны и не требуют особой подготовки и инвентаря, поэтому вполне могут использоваться родителями со своими детьми и их друзьями во время прогулки или как развлечение на детском празднике.
В заключение хочется сказать, если каждый воспитатель будет проводить хотя бы одну из этих игр ежедневно, этим он окажет неоценимую услугу логопеду, а самое главное – это принесет большую пользу детям. Как сказал В. А. Сухомлинский: "В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". Игра дает нам возможность как раз дотронуться до этих "струн", чтоб в будущем мелодия жизни ребёнка была прекрасной.