МААМ-картинки

Прием-игра «Подбери к образцу»

Алёна Макейкина
Прием-игра «Подбери к образцу»
▼ Скачать + Заказать документы

Основные этапы формирования представлений о форме, цвете и др. :

1) подбор к образцу

2) выбор:

с образцом

с образцом, который прячут

без образца

3) произнесение слова.

Один из особых подходов носит название Игра "Подбери к образцу". Эта игра бывает особенно полезна при обучении ребенка многим умениям, связанным с распознаванием предметов, принадлежащих к одной категории (или группе). Группа может объединять не только предметы, но и картинки, цвета, размеры или слова — возможности здесь не ограниченные!

Публикация «Прием-игра „Подбери к образцу“» размещена в разделах

В раннем возрасте дети учатся распознавать членов своей семьи и предметы, которые им хорошо знакомы. Даже если они еще не могут назвать самих членов семьи или предметы, они в состоянии показать, что знают их, указав рукой, прикоснувшись или оглянувшись на голос знакомого человека.

Взрослея, дети сталкиваются со все большим количеством предметов и понятий, многие из которых можно объединить в группы, например, группу цветов или группу чисел. Членов подобных групп иногда легко спутать. И нелегко бывает понять и запомнить, что этот предмет — красный, когда он точно так же может быть и синим, к тому же он совсем не похож на вон ту красную вещь!

Игра "Подбери к образцу" поможет ребенку научиться распознавать членов одной категории. Этот прием может быть отлично применен при ознакомлении ребенка с понятиями, которые можно легко перепутать.

Игра "Подбери к образцу" предполагает постановку последовательности задач, которые смогут провести ребенка по следующим основным ступеням:

1. Подбор.

2. Выбор с помощью образца.

3. Выбор.

Эти ступеньки выделены для того, чтобы помочь ребенку лучше запомнить основную особенность предмета или понятия, с которым вы его знакомите.

Большинство, если не все, категории и понятия, которые ребенок узнает в раннем детстве, он постигает, преодолевая первую и третью ступеньки — подбор и выбор. Это нашло свое отражение в "Перечне умений, определяющих развитие ребенка". Когда вы используете прием "подбери к образцу», вы с его помощью можете в промежутке между подбором и выбором предложить ребенку одолеть еще одну, промежуточную ступеньку (или несколько ступенек). Вы помогаете ему пройти по "мостику" между подбором и выбором, используя образец.

Давайте на минутку задумаемся о том, что представляет собой разрыв между подбором и выбором. Самое существенное отличие состоит в том, что выбор требует участия речи, а подбор пары — нет. Ребенок может подобрать схожие между собой предметы исключительно на основании своего зрительного или осязательного восприятия. Ему не нужно знать, как они называются. Но когда он осуществляет выбор одного предмета из массы других, ему требуется звуковая информация: ребенок должен отреагировать на словесное указание другого человека. Это сравнительно легко, когда услышанные ребенком слова имеют отношение к наиболее важным и хорошо знакомым ему людям и предметам. По мере знакомства с человеком или предметом, ребенок начинает слышать его имя снова и снова, и так до тех пор, пока человек и его имя или предмет и его название не станут для него неразделимыми понятиями. Но не так легко реагировать на слова, которые описывают менее известные понятия или предметы, с которыми ребенок сталкивается лишь иногда. Когда вы говорите "красный", ребенок, возможно, разберет, о какой категории понятий вы говорите, но ему может быть трудно точно вспомнить, какой именно цвет вы называете.

Обычный ребенок со временем это усвоит. Но для ребенка с отставанием в развитии понимание связи между словом и вещью может оказаться настоящим камнем преткновения, поэтому "промежуточная" ступенька (между подбором и выбором) поможет ему с удовольствием и с толком учиться находить отличия в тех вещах, которые ему представляют на суд.

Перечислим некоторые достоинства игры "Подбери к образцу" :

• Эта игра закрепляет в сознании ребенка связь между тем, что он видит и/или осязает и соответствующим словом.

• Она помогает ребенку запоминать самые важные характерные черты предмета или понятия, а также слово, которое описывает их.

• Несмотря на то, что игра помогает "говорящим" детям произносить подходящие к случаю слова, она все же вполне подходит и еще "не говорящим" детям, так как в данном случае успех не зависит от того, умеет ребенок говорить, или нет.

Для примера рассмотрим гипотетический случай, который иллюстрирует возможность широкого применения данного метода. Предположим, вы хотите научить ребенка отличать "звезду" от "луны". Ваша долгосрочная задача формулируется так: Из двух форм — звезды и луны — выбирает ту, которую просят.

Для решения этой задачи мы расширим основную "трехступенчатую" схему, описанную выше, введя в нее еще две ступеньки, каждую из которых можно будет считать краткосрочной задачей.

Ступенька 1: Кладет звезду к звезде и луну к луне.

Материалы: несколько звездочек и несколько лун (на этом этапе равных по размеру, две тарелки.

Поставьте тарелки на стол.

В одну из них положите звездочку, в другую — луну. Скажите ребенку: "Я могу положить звездочку к звездочке", и продемонстрируйте это.

Дайте звездочку ребенку. Скажите: "Положи звездочку к звездочке". То же самое проделайте и с лунами.

Продолжайте это упражнение, сделайте не менее 5 попыток, меняя порядок следования звездочек и лун.

Если ребенок каждый раз тянется не к той тарелке, прикройте ее рукой и повторите просьбу более отчетливо. Если ребенок продолжает делать эту ошибку, направьте его ручку к нужной тарелке, а перед следующей попыткой еще раз повторите демонстрацию.

Хвалите ребенка за каждую удачную попытку. Время от времени меняйте тарелки местами, чтобы побудить ребенка непременно смотреть на их содержимое.

Когда наступит такой день, что все попытки ребенка окажутся удачными (на 100%) или два дня подряд - удачными на 80%, переходите на вторую ступеньку.

Ступенька 2: Подбирает звездочку и луну к образцу.

На этом этапе ребенок всегда может видеть образец предмета, который нужно выбрать. В сущности, он будет подбирать предмет к тому образцу, который ему показывают.

Материалы: 2 одинаковых звездочки и 2 луны. По одной фигурке из каждой пары возьмите за образцы.

Положите на стол звездочку и луну.

Поднимите вверх руку с образцом звездочки и скажите : "Посмотри, вот звездочка". Убедитесь, что ребенок смотрит на образец.

Другой рукой укажите на лежащие на столе фигурки и скажите: "Укажи на (или найди, или покажи мне) звездочку".

Если ребенок укажет не на звездочку, дайте ему образец и попросите подобрать парную фигурку : "Положи эту звездочку на другую звездочку!"

Если ребенок укажет на нужную фигурку, похвалите его: "Молодец! Ты нашел звездочку!"

Дайте ребенку сделать в общей сложности 5 попыток, меняя порядок следования "звездочек"' и "лун" и меняя расположение фигурок на столе.

Если однажды попытки ребенка закончатся 100%-ным успехом, или два дня подряд он будет выполнять задание на 80%, вы можете "перешагнуть" на третью ступеньку.

Ступенька 3: По просьбе взрослого выбирает звездочку или луну после того, как образец показан и спрятан.

Обратите внимание, что на этой ступеньке в работу включается память.

Материалы: Те же, плюс маленькая ширма — для этого отлично подойдет книжка-раскладушка.

Положите на стол звездочку и луну. Поставьте прямо перед ними ширму, спрятав их за ней.

Покажите ребенку образец также, как на ступеньке 2.

Скажите: "Посмотри, вот звездочка".

Когда ребенок посмотрит на образец, спрячьте его за ширмой, открыв звездочку и луну, и скажите: "Укажи на звездочку".

Ребенку нужно будет вспомнить слово "звездочка" и внешний вид этой фигуры, Это займет какую-то секунду, а затем он сделает выбор.

Если ребенок выберет не то, что нужно, возьмите звездочку и держите так, чтобы он мог ее видеть (см. ступеньку 2) и повторите указания.

Дайте ребенку 5 попыток, изменяя порядок следования фигурок и их положение на столе.

На ступеньку 4 вы сможете перейти, когда в какой-то день малыш выполнит задание на 100%, либо на 80% два дня подряд.

Ступенька 4: По просьбе взрослого выбирает звездочку или луну через три секунды после того, как образец показан и спрятан.

На этой ступени роль памяти увеличивается.

Материалы: Те же.

Повторите то, что вы делали, когда работали на уровне третьей ступеньки, но теперь, спрятав образец, медленно сосчитайте до трех, и только после этого выкладывайте фигурки на стол и давайте указания.

Самое важное во время счета — удержать внимание ребенка. Старайтесь поддерживать с ним зрительный контакт и считать вслух. Превратите это занятие в игру со смехом и шутками, во что-то, напоминающее "Ку-ку, а вот и я!"

Если ребенок ошибается, попробуйте прибегнуть к временной мере — убрать образец на более короткий срок. Как только ребенок научится выбирать нужную фигурку несколько раз подряд (критерий описан выше, произведите оценку — проверьте, сможет ли он отобрать нужные фигурки без образца, как предполагает ступенька 5. Если, сделав 5 попыток, ребенок допустит более двух ошибок, добавьте промежуточную ступеньку — покажите образец и спрячьте его на 5 секунд, после чего дайте указание. Это поможет закрепить в памяти ребенка представление о фигурках и соответствующих им словах.

Ступенька 5: Из двух разных форм — звездочки и луны — выбирает ту, которую просят.

На этой ступени ребенок выбирает названные фигурки без образца.

Материалы: Звездочка и луна.

Положите обе фигурки на стол.

Скажите: "Покажи мне звездочку!"

Затем попросите показать луну, и т. д. Всего дайте 5 попыток, меняя последовательность указаний.

Если ребенок ошибается, нужно дополнительно проработать задание с к помощью образца. Как только он сможет сделать правильный выбор пять раз подряд, либо четыре раза из пяти два дня подряд, можно будет сказать, что долгосрочную задачу он выполнил.

После этого вы можете расширить представление малыша о "звездочках" и "лунах", показывая ему аналогичные фигурки разных цветов, размеров, форм или фактур.

Представление ребенку группы из более чем 2-х элементов

Многие понятия состоят более чем из двух элементов. Например, уча малыша узнавать цвета, мы работаем одновременно с четырьмя цветами.

Вы можете выбрать: либо сразу познакомить его со всеми четырьмя, либо представить их в парах и к концу обучения объединить.

Ваш подход будет определяться скоростью продвижения ребенка вперед. Как правило, новые понятия легче усваивать попарно. Для того, чтобы правильно оценить свое решение, вам следует внимательно следить за результатами занятий.

Заметим, что как только ребенок научится правильно определять несколько элементов одной группы, новые элементы он сможет освоить быстрее. Может быть, вы уже замечали, что маленьким детям подчас требуется несколько месяцев для того, чтобы выучить названия "первых" цветов, но следующие пять они могут запомнить за неделю!

Произносим слова

Ступеньки, которые мы описали выше, не предполагают, что ребенок будет произносить какие-нибудь слова; он должен лишь продемонстрировать свое понимание сути задания физическими жестами. Однако, если ребенок уже говорит, то игра "Подбери к образцу" действительно поможет ему научиться произносить нужные слова. При прохождении любой из указанных ступенек эти слова произносите вы. Когда ребенок научится выбирать элементы группы без образца, вы можете начать задавать вопросы, типа: "Какой это цвет?" или "Какая это форма?" и т. п. Возможно, поначалу ему будет легче повторять слова за вами. Начинать делать это можно на второй ступеньке, когда вы показываете образец. Скажите: "У меня звезда. Что это?. Правильно, это звезда. А сейчас покажи мне звезду!" К тому моменту, когда ребенок научится преодолевать пятую ступеньку, он, по всей вероятности, уже будет готов отвечать на вопросы самостоятельно.

Где еще применяется игра "Подбери к образцу"

Игра "Подбери к образцу" чаще всего применяется для обучения таким понятиям как цвет и форма.

Этот же прием, однако, можно использовать при обучении умению узнавать числа и слова, при изучении понятий большой - маленький, длинный - короткий.

С помощью игры "Подбери к образцу" дети с глубокими интеллектуальными нарушениями могут узнавать названия знакомых предметов или изображения знакомых предметов на картинках.

Ступеньки, описанные выше, предполагают, что занятия будут проходить за столом, в спокойной обстановке. Тем не менее, вы можете использовать игру "Подбери к образцу" и в повседневных ситуациях, особенно при изучении цветов. Вам следует держать наготове, например, в кармане несколько карточек-образцов, и когда вы захотите, чтобы ребенок нашел что-нибудь, скажем, красное, вы сможете вынуть красную карточку и сказать: "Это красный. Найди красную палочку!"

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ФЭМП «Подбери листочек».Дидактическая игра по ФЭМП «Подбери листочек». Дидактическая игра по ФЭМП «Подбери листочек»Игра предназначена для детей 3-4 лет. Цель: Способствовать формированию цветовосприятия.

Дидактическая игра «Подбери цвет»Дидактическая игра «Подбери цвет» Дидактическая игра по цветотерапии : «ПОДБЕРИ ЦВЕТ» Цель: целью игры является обучение детей умению определять цвет предметов, осознавать.

Дидактическая игра «Подбери крышу к домику»Дидактическая игра «Подбери крышу к домику» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений развития детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Подбери настроение»Дидактическая игра «Подбери настроение» Дидактическая игра «Подбери настроение» Гуц С. Н. ,воспитатель младшей разновозрастной группы МОУ «Герасимовская СОШ» Валуйского района.

Дидактическая игра «Подбери по цвету».Дидактическая игра «Подбери по цвету». Презентация игры Я представляю дидактическую игру «Подбери по цвету». Участвовать в игре могут от одного до трех игроков. Материал игры.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»Дидактическая игра «Подбери по цвету» Дидактическая игра «Подбери по цвету» Цель: Развитие сенсорного восприятия Задачи:1. Развивать умение различать и называть основные цвета.

Дидактическая игра с прищепками «Подбери по цвету»Дидактическая игра с прищепками «Подбери по цвету» Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному.

Дидактическая игра «Подбери эмоцию»Дидактическая игра «Подбери эмоцию» Дидактическая игра "Подбери эмоцию" Цель: Развитие коммуникативных навыков. Программные задачи: - Продолжать знакомить детей с различными.

Педагогический проект «Кубанская подвижная игра как прием развития физических качеств дошкольников» Аннотация: Кубанские народные подвижные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный.

Спортивно-дидактическая игра «Подбери мяч»Спортивно-дидактическая игра «Подбери мяч» Методические указания к спортивно-дидактической игре «Подбери мяч»Игра «Подбери мяч» поможет познакомить детей с существующими спортивными.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Прием-игра «Подбери к образцу»
Опубликовано: 30 декабря 2017 в 19:22
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Прием-игра «Подбери к образцу»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Макейкина (УИ 1329952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД