Галина Кондрашова
Логопедические игры «Будем в игры мы играть — будем звуки изучать»
▼ Скачать +Заказ
Представлены авторские логопедические игры по автоматизации, дифференциации звуков. Материал может быть полезен логопедам, воспитателям при индивидуальной, подгрупповой работе по развитию речи. А так же родителям детей, имеющих нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха.
Будем в игры мы играть -будем звуки изучать!
Какое слово лишнее?
Бар, дар, бор, хор, тир и тур,
Рак, рот, ров, пар, сор и бур,
Мэр, пир, шар, рог, вор и шнур.
Публикация «Логопедические игры „Будем в игры мы играть — будем звуки изучать“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Что же лишним назовут?
(лишнее слово- «шнур», так как в нём 4 звука).
Помидор, забор, ковёр,
Самовар, боксёр, бобёр,
Мухомор, топор, костёр,
Сыр, ракета и мотор. (лишнее слово- «ракета», так как звук[Р] находится в начале слова.).
Задание: Найти лишнее слово, объяснить почему оно лишнее?
Поиграем с «Ши» и «Жи».
Слоги «Ши» и «Жи» играли
И слова всё сочиняли.
Догадайся без подсказки,
Кто придумал эти сказки:
Экипа (жи, камы (ши, блинда (жи) и шала (ши,
Стела (жи, каранда (ши,эта (жи) и гара (жи,
Вклады (ши, детёны (ши, клави (ши, звёрёны (ши,
Кра (жи, стра (жи) и но (жи, витра (жи) и малы (ши).
Задание: Логопед читает начало слова, а ребёнок договаривает ШИ или ЖИ
Третий лишний
Вот ваша задача:
Узнать третий лишний
И объяснить почему.
Я долго решала, ответа не знала.
Кто прав -я никак не пойму:
Автобус, троллейбус и остановка,
Заяц, кукушка и клёст,
Кошка, собака, лисица- плутовка,
Клубника, малина и клён.
Картофель, морковка и груша,
Ложка, тарелка и суп,
Света, Сеня и Луша,
Незабудка, фиалка и дуб.
Слова на слоги раздели
И мне цифру покажи.
Задание: Логопед читает по строчке, ребё нок объясняет: какое слово лишнее и почему.
Большой- маленький
Превратить большой предмет
Нам поможет в маленький
Озорник звук [Ж]-
Очень уж удаленький.
Был красный флаг, а стал-(флажок,
Был белый снег, а стал…
Был синий круг, а стал…
Был жёлтый стог, а стал…
В других словах он пошалили,
И вот какие получил:
Берег-, друг-,
Сапог-, рог- ,
Пирог-, утюг-… .
Раз, два, три- одним словом назови
Ужонок с ёжиком играли-
Одним словом называли.
Общее слово и ты поищи,
Каждую строчку скорей обобщи:
Туфли, ботинки и сапоги-,
Сосны, берёзы, дубы-,
Рябчики, коршуны и глухари-,
Щуки, форель и сомы-,
Яблоко, груша, персик, айва-,
Редька, морковь и перчик -,
Ноги, шея и голова-….
Бабочка, жук и кузнечик-… .
Задание: Обобщить одним словом каждую строчку.
Съедобное- несъедобное
Вот сухарь, салат и сок,
Мусор, бусы и носок,
Морс, салфетка и сырок,
Оса, поднос и поясок.
Что здесь съедобное - скажи,
И картинку покажи.
Задание: Дети выбирают картинку с изображением съедобных продуктов.
Что растением зовут?
Ананас, поднос и нос,
Фикус, ус, утёс и хвост,
Лес, куст, аист, кипарис,
Слива, сосны и ирис.
Что растением зовут?
Какие картинки нам подойдут?
Задание: Дети откладывают картинки с изображением растений.
Кто что делает? Скажи…
Коса, касса и лиса,
Сом, сова, песок, оса,
Сумка, сокол, волос, нос,
Посуда, соболь и насос.
Кто летает здесь, скажи,
и картинку покажи.
( Возможны варианты:
Кто здесь бегает? Скажи…
Кто живой здесь? Скажи… и т. д.)
Пропажа
На заборе объявленье-
«Сообщить без промедленья,
Кто вдруг видел:
Утюжок, лыжи, шашки и флажок,
Шубу, шапку и пружинку,
Штангу, парашют, машинку,
Пирожок, штаны, кружок,
Жёлудь, пряжку и шнурок?».
- Что же пишут в обращении?
В этом странном объявлении?
- Поиграть с разиней- Вовой
Приходил его дружок!
Задание: Игру можно проводить на этапе автоматизации звуков[Ш], [Ж].
Картинки выкладываются в такой же последовательности как в стихотворении, дети повторяют. Можно разыграть как мини – сценку по ролям.
Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [Ш], а другая- со звуком [Ж].
Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [Р] :
…. :
Помидор, свёрток, краски и топор,
Трактор, фартук и ватрушку,
Ручку, трубку и Петрушку,
Картинг, грузовик и бурку,
Сыр, карман и кошку - Мурку.
Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов.
Кто? Что?
Вот жираф, пожарный, ёжик,
Жук, лягушка, жёлудь, ножик,
Ландыш, ножницы, флажок,
Мишка, уж и пирожок,
Абажур, пиджак, пружина,
Морж, лошадка и машина.
Какой вопрос к словам поставим?
Кто? Или Что? Сейчас узнаем.
Задание: Поставить вопрос КТО? или ЧТО?
Игру можно использовать на этапе автоматизации [Ш],
[Ж] :детям предлагаются картинки в порядке, согласно стихотворению.
У кого кто есть?
У свиньи есть- поросята,
У гусей шипят-(гусята,
За лосём бегут-(лосята,
У совы живут-(совята,
У лисы в норе- (лисята,
У аиста есть-(аистята,
А у страуса есть-(страусята,
У осла живут-(ослята,
Со слоном живут-(слонята).
Задание: дети находят подходящие картинки, называют их.
Один- много.
Зайка, завод, замки, тазы,
Розы, фазан, козы, язык,
Ваза, глаза, зонтик, арбуз,
Зина, звезда, забор, карапуз.
Нас призывают слова на подмогу,
Нужно узнать, где «один», а где «много».
Задание: Показать с помощью сигнальных карточек: где один предмет, а где –много.
Кавардак
В детском зоосадике
С утра большой бардак:
Детёныши- проказники
Чинили кавардак!
Решили пошалить они,
И спрятались от мам.
Теперь дорогу не найдут
Они к своим домам.
И ищут их без отдыха:
Лоси (ха, олени (ха, барсучи (ха,
Зайчи (ха, паучи (ха) и крольчи (ха,
Бельчи (ха, страуси (ха) и слони (ха)
Медведи (ца, тигри (ца) и лиси (ца,
Ов (ца, куни (ца, льви (ца) и орли (ца,
Верблюди (ца, волчи (ца) и осли (ца).
На чад своих уж перестали злиться!
Задание: Дети ищут подходящую картинку с изображением мам и называют их.
Игру можно использовать на всех этапах коррекции произношения.
Раз,два, три, четыре, пять -будем слог мы добавлять!
[СЫ ]
Говорить начну я слово,
А ты слог добавляй.
Проговаривать чётко
Никогда не забывай!
[СЫ ]
Бу,поло, колба,
Плак, вак…и терра… ,
Ве…, рель…и ча… ,
Гримас…, касс… и ве… .
[ЗЫ]
Шлю… ,гро… и зано… ,
Вя…, гру… и мимо… ,
Ко…, ро… и моро… ,
Водола… и бере… .
[Ца ]
Мельни…- больни… ,
Кури… - води… ,
Кузни… - тепли… ,
Горли… - певи… ,
Ули…- грани… ,
Умни…- пшени… .
[Шка]
Ми, мы, Ма, му,
Мо, ко, ка, ду,
Па,пы, опу,
Кры,бабу,поду….
[За ]
Кидать- закидать,
Носить-,
Колоть-,
Купить- ,
Помнить-,
Медлить-,
Квасить-,
Бегать-,
Бить-,
Лить-,
Петь-,
дать-… .
Задание: Логопед произносит начало слова- ребёнок договаривает.
Поймай звук
Как услышишь звук в начале,
Так в ладоши хлопни (ногою топни)
Чтоб слова все прозвучали
Понятно, чётко,громко!
Каша, афиша, галоша, малыш,
Кошка, квакушка, пушка, глупыш,
Шуба, ватрушка, шляпа, камыш,
Шпора, машина, чашка, голыш.
Аналогично:
А)Как услышишь звук в конце…
Б)В середине звук услышишь…
Задание: Логопед читает слова-дети хлопают (топают, поднимают карточку, выполняют какое-либо движение и т. д., согласно заданию).
«Заменялки»
Буду слово называть,
А ты первый звук менять :
Лук- жук, бурчать-,
Зал-, Баба-, бетон- ,
Печь-, билет-…
Мир-…
Кефир-….,
Двери-,
Бал-,
Майка-,
Клюка-,
Губы-….,
Дом и ….
Задание: Логопед читает слова, дети заменяют на другой звук, чтобы получилось новое слово.
Распродажа
Наконец, наступил сезон распродажи.
В магазине имён открылась продажа.
Все сбежались с округи в открытые двери-
Имена покупали и птицы, и звери.
Гага, Бебека, Крылан и Мурлыка,
Хрюндиль, Гав-Гав,Квакли, Курлыка,
Жужа, Дзинь-Дзинь, Пискун и Му-Му,
Кряква, Каркуша, Свистун и Ку-Ку,
Хитрюга, Колючка, Летун и Топтышка,
Чив-Чив, Кукарека, Молчун и Трусишка,
Ворчун, Забияка, Болтун и Шипелка,
Коко, Туки-Тук, Остроглаз и Зуделка.
Кто же в отдел распродажи забрёл,
Имя себе навсегда приобрёл?
Задание: Из предложенных картинок выбрать те, к которым подходят клички. ( Например: Гага- гусь, Бебека- барашек и т. д.)
Кто где живёт?
В норке прячется-(лисёнок,
Спит в дупле своём (бельчонок,
Под кустом дрожит (зайчонок,
В хлеву тёплом спит (телёнок,
На конюшне-(жеребёнок,
А в курятнике-(цыплёнок,
В избе, на коврике-(котёнок,
А в берлоге-(медвежонок,
Живёт на птичнике (утёнок,
В овчарне- маленький (ягнёнок,
В будке прячутся (щенята,
В голубятне-(голубята).
Задание: Детям предлагаются картинки с изображением животных и их домиков. Дети должны разложить парами: животное-домик.