Валентина Салихванова
Логопедические игры на «Кольцах Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Публикация «Логопедические игры на „Кольцах Луллия“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2014
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать на разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.
Я вам хочу представить два варианта игры «Кольца Луллия».
Первый вариант, тот, который представлен французским монахом, представляет собой круги (пластинки) закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4.6.8 секторов. Для изготовления пособия берутся 2 прямоугольные формы картона шириной, равной диаметру колец (пластинок, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепляются штыри. В верхнем прямоугольнике вырезается окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения предлагается использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника.
Существуют и другие варианты изготовления игры, сохраняя принцип колец. Один из них – насаживание колец друг на друга, которые между собой крепко закреплены. В этом варианте нет съемных пластинок, на кругах секции в виде окошек, в которых меняются картинки.
Варианты зависят от той цели, которую преследует педагог. Это игры с экологическим содержанием; игры на закрепление математических представлений; игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте; игры на формирование лексико-грамматических категорий; игры на развитие связной речи.
Предлагаю свои варианты использования «Колец Луллия» по предупреждению дисграфии у дошкольников. Содержание игр позволяет использовать их на логопедических занятиях, в игровой деятельности, которые развивают речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Кольца Луллия» педагог может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:
• развивать фонематические процессы;
• уточнять и активизировать словарный запас;
• совершенствовать слоговую структуру слова;
• автоматизировать звуки речи;
• формировать структуру предложений;
• совершенствовать развитие связной речи.
Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
Работа с темами ведё тся:
• на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;
• на занятиях по развитию речи;
• в игровой деятельности вне занятий;
• в самостоятельной деятельности детей.
Описание игры :
1-ый вариант:
Игра проводится в паре или подгруппой детей. Берутся круги с выбранной темой. В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно картинка первого круга должна соответствовать картинке второго круга.
2-ой вариант:
Игра проводится в паре или подгруппой детей. Например: на верхнем круге звуковая схема слов, в руках у детей картинки к этим схемам. По правилам игры к схеме нужно подобрать соответствующую картинку или к картинке подобрать соответствующую схему. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
1. Назови букву (звук, если обозначен сигналом-кружочком) и подбери картинку.
2. Какой звук в начале слова? (гласный, твердый глухой согласный, мягкий глухой согласный, твердый звонкий согласный, мягкий звонкий согласный)
3. Уточнение звонких и глухих согласных звуков.
4. Уточнение твердых и мягких согласных звуков.
5. Подбери картинку по двум звукам в начале слова.
6. Подбери картинку по последним звукам.
7. Раздели слово на слоги, подбери схему, используя подсказку.
8. Раздели слово на слоги, найди нужную схему.
9. Подбери картинку к схеме или схему к картинке.
10. На каком круге буква написана неправильно?
11. Допиши букву (к недописанной букве подбери правильную букву).
12. Вставь пропущенную букву.
13. Разгадывание кроссвордов, ребусов и т. д.
14. Употребление предлогов, применение сигналов.
15. Согласование имен числительных и существительных.
16. Кто что делает? (составление предложений, используя пиктограммы)
17. Единственное и множественное число имен существительных.
18. Кто чем управляет?
В чем отличие двух вариантов? Особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Выбираем вариант игру с окошком: детям очень нравится появление чуда. Ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? Берем конверты с выбранной темой и встаем в круг вокруг второго варианта.