Валентина Салихванова
Логопедические игры на «Кольцах Луллия»
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Публикация «Логопедические игры на „Кольцах Луллия“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2014
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать на разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.
Я вам хочу представить два варианта игры «Кольца Луллия».
Первый вариант, тот, который представлен французским монахом, представляет собой круги (пластинки) закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4.6.8 секторов. Для изготовления пособия берутся 2 прямоугольные формы картона шириной, равной диаметру колец (пластинок, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепляются штыри. В верхнем прямоугольнике вырезается окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения предлагается использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника.
Существуют и другие варианты изготовления игры, сохраняя принцип колец. Один из них – насаживание колец друг на друга, которые между собой крепко закреплены. В этом варианте нет съемных пластинок, на кругах секции в виде окошек, в которых меняются картинки.
Варианты зависят от той цели, которую преследует педагог. Это игры с экологическим содержанием; игры на закрепление математических представлений; игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте; игры на формирование лексико-грамматических категорий; игры на развитие связной речи.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588558.jpg)
Предлагаю свои варианты использования «Колец Луллия» по предупреждению дисграфии у дошкольников. Содержание игр позволяет использовать их на логопедических занятиях, в игровой деятельности, которые развивают речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Кольца Луллия» педагог может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:
• развивать фонематические процессы;
• уточнять и активизировать словарный запас;
• совершенствовать слоговую структуру слова;
• автоматизировать звуки речи;
• формировать структуру предложений;
• совершенствовать развитие связной речи.
Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
Работа с темами ведё тся:
• на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;
• на занятиях по развитию речи;
• в игровой деятельности вне занятий;
• в самостоятельной деятельности детей.
Описание игры :
1-ый вариант:
Игра проводится в паре или подгруппой детей. Берутся круги с выбранной темой. В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно картинка первого круга должна соответствовать картинке второго круга.
2-ой вариант:
Игра проводится в паре или подгруппой детей. Например: на верхнем круге звуковая схема слов, в руках у детей картинки к этим схемам. По правилам игры к схеме нужно подобрать соответствующую картинку или к картинке подобрать соответствующую схему. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
1. Назови букву (звук, если обозначен сигналом-кружочком) и подбери картинку.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 На сегодняшний день существует множество методик технологий с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588600.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Самая близкая доступная и увлекательная деятельность дошкольников игра](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588612.jpg)
2. Какой звук в начале слова? (гласный, твердый глухой согласный, мягкий глухой согласный, твердый звонкий согласный, мягкий звонкий согласный)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Между игрой и речью существует двусторонняя связь с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588651.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Публикация Логопедические игры на Кольцах Луллия размещена в разделах Игры для детей Круги и кольца Луллия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588666.jpg)
3. Уточнение звонких и глухих согласных звуков.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Пособия и игры Логопедические игры Работа логопеда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588698.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Логопедия Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая авторская дидактическая игра март В веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588708.jpg)
4. Уточнение твердых и мягких согласных звуков.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588743.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Кольца Луллия это что то в виде компьютера только для слов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588753.jpg)
5. Подбери картинку по двум звукам в начале слова.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать на разных видах организованной деятельности ставя разные цели в зависимости от той работы которую запланировал педагог](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588785.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Я вам хочу представить два варианта игры Кольца Луллия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588795.jpg)
6. Подбери картинку по последним звукам.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Первый вариант тот который представлен французским монахом представляет собой круги пластинки закреплённые на картоне](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588830.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Принцип изготовления игры заключается в следующем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588843.jpg)
7. Раздели слово на слоги, подбери схему, используя подсказку.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Вырезанные из картона](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588896.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Круги и кольца Луллия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588911.jpg)
8. Раздели слово на слоги, найди нужную схему.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Пособия и игры круги разбивают на](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588956.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Для изготовления пособия берутся прямоугольные формы картона шириной равной диаметру колец пластинок и длиной на см меньше двух диаметров колец](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395588971.jpg)
9. Подбери картинку к схеме или схему к картинке.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 На нижней пластине в местах предполагаемых центров колец укрепляются штыри](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589003.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 В верхнем прямоугольнике вырезается окошко так чтобы были видны совмещенные картинки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589015.jpg)
10. На каком круге буква написана неправильно?
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Крышка свободно накрывается](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589041.jpg)
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Для вращения предлагается использовать основу в виде старых пластинок их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589058.jpg)
11. Допиши букву (к недописанной букве подбери правильную букву).
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Существуют и другие варианты изготовления игры сохраняя принцип колец](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589080.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Один из них насаживание колец друг на друга которые между собой крепко закреплены](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589114.jpg)
12. Вставь пропущенную букву.
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 В этом варианте нет съемных пластинок на кругах секции в виде окошек в которых меняются картинки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589151.jpg)
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Варианты зависят от той цели которую преследует педагог](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589163.jpg)
13. Разгадывание кроссвордов, ребусов и т. д.
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Предлагаю свои варианты использования Колец Луллия по предупреждению дисграфии у дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589206.jpg)
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Содержание игр позволяет использовать их на](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589222.jpg)
14. Употребление предлогов, применение сигналов.
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Логопедические игры логопедических занятиях в игровой деятельности которые развивают речь и коммуникативную функцию дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589256.jpg)
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Оборудование необходимое для проведения любой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589267.jpg)
15. Согласование имен числительных и существительных.
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Работа логопеда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589298.jpg)
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Логопедия логопедической игры может применяться вариативно так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589308.jpg)
16. Кто что делает? (составление предложений, используя пиктограммы)
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений коррекции звуковой стороны речи для развития лексико грамматических категорий и связной речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589333.jpg)
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 Работа с темами ведё тся на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях на занятиях по развитию речи в игровой деятельности вне занятий в самостоятельной деятельности детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589345.jpg)
17. Единственное и множественное число имен существительных.
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 Описание игры ый вариант Игра проводится в паре или подгруппой детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589412.jpg)
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 Берутся круги с выбранной темой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589429.jpg)
18. Кто чем управляет?
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 В одном из окошек устанавливается картинка пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589457.jpg)
![Смотреть фотографию №37 Фото №37 В этих играх обязательно картинка первого круга должна соответствовать картинке второго круга](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589469.jpg)
В чем отличие двух вариантов? Особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Выбираем вариант игру с окошком: детям очень нравится появление чуда. Ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? Берем конверты с выбранной темой и встаем в круг вокруг второго варианта.
![Смотреть фотографию №38 Фото №38 ой вариант Игра проводится в паре или подгруппой детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589526.jpg)
![Смотреть фотографию №39 Фото №39 Например на верхнем круге звуковая схема слов в руках у детей картинки к этим схемам](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589538.jpg)