Наталья Коломыцева
Логопедические игры «Шипящие звуки» для детей старшей и подготовительной группы детского сада
Логопедические игры для детей старшей и подготовительной группы детского сада
(шипящие звуки)
Уважаемые, родители, вашему вниманию представлен обучающий и развивающий материал в форме простых и интересных для детей игр, поэтому занятия с ребенком будут не только познавательными, но и веселыми.
Целью представленных игр является развитие фонематического слуха у детей (умение узнавать и различать на слух звуки родного языка) и отработка умения различать схожие по звучанию звуки.
Публикация «Логопедические игры „Шипящие звуки“ для детей старшей и подготовительной группы детского сада» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Различение звуков [Ш] и [Ж]
Довольно часто дети могут произносить звонкие согласные, как глухие. Этот дефект проявляется в полном отсутствии или небольшом оглушении звонких согласных. Это происходит потому, что артикуляция звуков [Ж] и [Ш] очень похожа. При произнесении звука [Ж] голосовые связки работают слабо, а при произнесении [Ш] они не вибрируют. Поэтому важно научить ребенка четко разграничивать эти звуки.
Игра «Прогулка в лес»
Цель: отработка умения различать звуки [Ж] и [Ш].
Описание игры. Взрослый предлагает ребенку пойти на прогулку в лес и немного отдохнуть там. Играющие идут в соседнюю комнату или другой угол комнаты, садятся на стулья. Взрослый продолжает: «В лесу очень тихо. Но вот прилетел легкий ветерок и покачал деревья. Ш-ш-ш». Ребенок тоже произносит «Ш-ш-ш». А взрослый продолжает: «Но вот ветерок улетел, и в лесу опять стало тихо. Слышно, как в траве жужжат жуки. Как жужжат жуки?» Ребенок отвечает: «Ж-ж-ж». «Отдохнули ребята в лесу и пошли домой», - говорит взрослый. Играющие возвращаются обратно.
Взрослый спрашивает: «Как шумел ветер в лесу? Как жужжали жуки?» Ребенок отвечает на вопросы.
Игра «Глухой или звонкий»
Цель: отработка умения различать звуки [Ж] и [Ш].
Описание игры. Взрослый произносит слова и предлагает ребенку хлопать в ладоши, когда тот услышит слова, в которых есть звук [ж] (шар, шутка, жар, сажа, лужа, шила) или [ш] (Саша, паши, жалость, скажу, наживка, шаль).
Игра «Я начну, а ты закончи»
Цель: отработка умения различать звуки [Ж] и [Ш].
Описание игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в следующую игру: «Я начну, а ты закончи слогом ши или жи, чтобы оно звучало правильно:
камы….(ши) вклады (ши)
шала (ши) гара….(жи)
мане (жи) эта (жи)
каранда (ши) ланды (ши)
стелла (жи) черте (жи)
экипа (жи) клави (ши)»
Различение звуков [Ш] и [С]
При различении данных звуков следует сравнить положение артикуляционного (речевого) аппарата. При произнесении звука [с] губы растянуты в улыбке, зубы сближаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя идет посередине, она довольно холодная, голосовые связки не вибрируют. При произнесении звука [ш] округленные губы немного выдвинуты вперед, зубы сближены, язык поднят вверх, образуя форму чашечки. Воздушная струя теплая, звук глухой. Таким образом, это два разных звука с разной артикуляцией.
Можно предложить ребенку сравнить тактильные ощущения при произношении этих звуков, поднеся руку ко рту.
Игра «Запоминай и повторяй»
Цель: отработка умения различать звук [Ш] от звука [С].
Описание игры. Взрослый произносит фразы и просит ребенка их запомнить. Затем он проговаривает их еще раз пропуская слова со звуком [ш] или [с]. Задача малыша – вспомнить и произнести нужное слово.
Фразы: на доме – крыша, в подвале – крыса; у мамы – миска, у Коли – мишка.
Игра «Пары слов – СА-ША»
Цель: отработка умения различать звук [Ш] от звука [С].
Описание игры. Взрослый предлагает ребенку произносить слова:
вас – ваш каска – кашка
усы – уши сытый – шитый
мыс – мышь нас – наш
посол – пошел басня – башня
касса – каша сутки – шутки