МААМ-картинки

Логопедическая ритмика в системе коррекционно — развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Юлия Хасанова
Логопедическая ритмика в системе коррекционно — развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

(подготовлено на основе материалов Г. А. Волковой)

Сейчас уже ни для кого не секрет, что метод преодоления заикания носит комплексный характер и включает в себя:

1) медикаментозную терапию,

2) логопедическую работу,

3) логоритмическую работу,

Публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционно — развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

4) воспитательную работу,

5) лечебную физкультуру.

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у дошкольников и служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так и психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.

Некоторые психофизические особенности заикающихся детей.

По мнению Г. А. Волковой заикание оказывает влияние на формирование моторных функций, хотя не исключена возможность недоразвития двигательной сферы ребенка еще до появления заикания, способствующего возникновению дефекта. С появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и еще более усугубляется. Однако в силу процесса развития, имеющего всегда и положительные, и отрицательные стороны, а также в связи с огромными потенциальными возможностями детского организма у 40% заикающихся дошкольников моторные функции сохранны. В 60% случаев они нарушены, и двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений.

Типы заикания и логоритмика.

Движения детей, страдающих невротическим заиканием, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Произвольные и мимические движения отличаются от нормы незначительно. Отмечаются хорошая динамическая координация, переключаемость и одновременность движений, достаточное развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, высокая упражняемость в моторных навыках. Сопутствующие речи движения сравнительно легко поддаются коррекции.

Движения детей, страдающих неврозоподобным заиканием, обнаруживают разнообразные нарушения. Больные затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается нарушение переключаемости движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыках. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Характерна недостаточность речевых движений по силе, точности, объему, переключаемости. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики.

Явные различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи у дошкольников с невротическим и неврозоподобным заиканием указывает на необходимость дифференцированного проведения логоритмических занятий.

Что такое логопедическая ритмика?

Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю.

В начале XX века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т. е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом Н. А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, направленные на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти : моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Речевые упражнения (логоритмические игры) без музыкального сопровождения. Их суть - ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

6. Ритмические упражнения. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений - сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

7. Упражнения на развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

8. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

9. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

10. Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики.

11. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

12. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

13. Упражнения по коррекции звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:

• упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов);

• речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).

Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта. Логоритмические занятия проводятся раз в неделю. Их продолжительность 20-30 минут для детей 4-5 лет, до 40 минут для детей 6-7 лет.

Структура логоритмических занятий.

• вводные упражнения на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса,

• упражнения, воспитывающие «чувство музыкального ритма»,

• пальчиковые игры,

• упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие,

• дыхательные упражнения,

• артикуляционные и мимические упражнения,

• пение,

• речедвигательные упражнения,

• танец,

• подвижные или коммуникативные игры,

• релаксация.

Работа, проводимая на таких занятиях, позволяет детям с диагнозами ОНР и ЗПР не только овладеть элементарными ритмическими структурами, но и на их основе создать предпосылки для усвоения фонетической посылки для усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слов, словесного и логического ударения, а также совершенствовать пространственно - временную организацию речедвигательного акта.

Анализируя результаты диагностики, установлено, что обучение с применением дифференцированных приемов логоритмической работы положительно сказывается на состоянии движений и речи заикающихся детей, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.

Иллюстрируя выше сказанное, представляем вашему вниманию план логоритмического занятие с детьми 6-7 лет, страдающими заиканием, на этапе самостоятельной речи (пересказ) на тему «Как Лиса пирог пекла» (см. приложение № 1)

Приложение № 1

Тема: «Как Лиса пирог пекла»

Цель: коррекция заикания на этапе самостоятельной речи (пересказ с опорой на собственную деятельность)

Задачи:

- уточнить знания детей о диких животных наших лесов,

- закрепить умение детей варьировать полные и краткие ответы на вопросы,

- воспитывать подготовленную самостоятельную речь (пересказ с опорой на собственную деятельность,

- развивать воображение, выразительность речи и движений в игре – драматизации по мотивам сказки,

- учить петь легко весело в соответствии с характером музыки,

- развивать общую и мелкую моторику детей, координацию речи и движений с музыкальным сопровождением,

- развивать слуховое внимание,

- развивать умение детей ориентироваться в пространстве,

- учит детей расслабляться,

- воспитывать активность, самостоятельность во всех видах игр.

Оборудование: маски зверей: лиса, еж, медведь, волк, колобок; музыкальный зал оформлен в стиле русских народных сказок.

План логоритмического занятия.

1. Оргмомент. Музыкальное приветствие «Добрый день!».

2. Введение игрового сюжета - сочинение сказки.

3. Музыкально - ритмические движения : перестроение; логоритмическая

игра «Прогулка» (змейка, легкий бег, ходьба на пятках).

4. Игра «Плетень».

5. Игра с элементами массажа «Лиса».

6. Логоритмическая игра «Ежик».

7. Диалог - драматизация Н. Сладкова «Лисица и еж».

8. Распевание «Эхо».

9. Игра «Послушай и повтори».

10. Логоритмическая игра «Медведь».

11. Пение «Тень, тень…».

12. Пальчиковая игра «Стала Лиса гостей приглашать».

13. Подвижная игра «Колобок».

14. Танец «Полька».

15. Релаксация.

16. Итог занятия.

Логопед совместно с детьми сочиняет сказку «Как Лиса пирог пекла».

Жила была Лиса. Жила Лиса в лесу в красивом доме за высоким плетнем (игра «Плетень»). Была Лиса умница да красавица (Массаж «Лиса»).

Решила она пирог испечь, да гостей пригласить. Замесила тесто, а начинку для пирога не нашла.

Пошла Лиса к Ежу. В гости пригласить да начинки для пирога попросить (логоритмическая игра «Ежик», инсценировка «Лисица и Еж»). А Еж ей говорит: «Отгадай мою загадку, тогда и начинку получишь» (загадка и попевка «Эхо», отхлопывание ритмических рисунков - игра «Послушай и повтори»). Лиса отгадала загадку.

Пошла Лиса к Медведю. В гости пригласить да меду с вареньем попросить (логоритмическая игра «Медведь»). А медведь ей говорит: «Спой мне песню, тогда и мед с вареньем получишь» (песня «Тень, тень.»). Лиса и песню спела.

Испекла Лиса пирог, а тут и гости подоспели. Стала Лиса гостей угощать! (пальчиковая игра «Стала Лиса гостей приглашать») Стали они играть да плясать! И Лису хвалить! (подвижная игра «Колобок», танец «Полька»)

В конце занятия после релаксация проводится оценка работы каждого ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика в системе коррекционно — развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 28 марта 2021 в 16:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционно — развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Хасанова (УИ 1001326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД