Ольга Кребель
Работа с детьми дошкольного возраста в Центре раннего развития в аспекте предшкольной подготовки
▼ Скачать + Заказать документы
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОУ ДОД ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В АСПЕКТЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кребель О. В.
I квалификационная категория
МОУ ДОД ЦДТ
Отечественная практика и исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными, а поддержка всех видов образования вне общеобразовательных учреждений (школа, детские сады) критически важна с точки зрения психологического развития детей и долгосрочных социальных и образовательных эффектов.
Публикация «Работа с детьми дошкольного возраста в Центре раннего развития в аспекте предшкольной подготовки» размещена в разделах
Комплексное развитие и социализация детей дошкольного возраста возможны в условиях системного дошкольного образования. При этом обеспечение его общедоступности, до сих пор еще остается нерешенной в полной мере. Причин тому несколько:
• дефицит свободных мест в детских садах
• рост числа детей с ослабленным здоровьем
• отсутствие финансовых возможностей родителей.
Методическим отделом МОУ ДОД ЦДТ был проанализирован спектр услуг действующих дошкольных образовательных групп в системе дополнительного образования в нашем городе. Были получены следующие данные:
• в учреждениях предпрофильного образования, относящихся к Отделу культуры функционируют группы для дошкольников, которые являются подготовительными на профильные отделения художественно-эстетической направленности (хореография, изобразительное искусство, исполнительское искусство, театральное направление).
• учреждения клубного характера (Дома культуры) организуют дошкольные группы непосредственно в творческих коллективах, ориентированных на какой-либо один вид художественно-эстетической деятельности.
• в частных центрах раннего развития предлагаются образовательные услуги, ориентированные в основном на развитие когнитивной сферы. Предлагаются занятия по обучению чтению, математике, начальному письму, английскому языку, изобразительной деятельности. Лишь некоторые центры предлагают услуги психолога.
Работа ведётся на исключительно платной основе.
В МОУ ДОД Центре детского творчества с сентября 2007 года функционирует Центр раннего развития для детей 4-7 лет, в котором ежегодно получают бесплатные образовательные услуги в рамках предшкольной подготовки 120 воспитанников. В ноябре 2013г. открыты ещё две группы (36 детей) 1-го и 2-го года обучения на базе СП «Истоки» МОУ ДОД Центра детского творчества – итого 156 воспитанников.
Дошкольные образовательные группы созданы на основе анализа образовательных запросов родителей г. Волгодонска и решают проблемы социализации дошкольников, развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, способствует созданию условий для стирания граней между «домашними» детьми и детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения.
Центр раннего развития работает по образовательной программе предшкольной подготовки, которая является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности, соответствует дошкольному общему уровню образования. В основу образовательной программы положены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Комплексная образовательная программа предусматривает :
Развитие речи;
Обучение грамоте;
Формирование математических представлений;
Окружающий мир;
Раннее изучение английского языка;
ИЗО, лепка;
Психологическое консультирование детей и родителей.
Среди педагогических работников Центра раннего развития - 11 педагогов имеют высшее педагогическое образование.
Для полноценного функционирования Центра раннего развития в учреждении созданы материально-технические условия:
оборудованы кабинеты;
мультимедийный центр (интерактивная доска, компьютеры и т. д.);
игротека в кабинетах;
подобрана мебель, соответствующая всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней, с учётом возрастных особенностей;
актовый зал;
кабинет психолога.
Летом 2013 года коллектив Центра раннего развития принимал участие в Конкурсе благотворительных проектов ОАО «НИАЭП» на территориях присутствия ОАО «НИАЭП» с социальным проектом «Мир вокруг нас», направленным на реализацию программы предоставления бесплатных образовательных услуг для развития творческого потенциала личности ребенка, осуществления предшкольной подготовки детей от 4 до 6 лет не посещающих детский сад, в том числе детей с ограниченными возможностями.
Данный проект получил высокую оценку, а Центр детского творчества – гранд на сумму 350 тысяч рублей для реализации проекта, который был направлен на оснащение образовательного пространства Центра раннего развития.
В январе 2014 года на базе Центра раннего развития стартовал инновационный образовательный проект (городская инновационная площадка) «Создание модели культурно-художественной социализации детей Центра раннего развития в условиях учреждения дополнительного образования», направленный на разработку и внедрение комплекса оптимальных организационно-педагогических условий социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности в условиях многопрофильного учреждения дополнительного образования детей. Срок реализации проекта – три года (январь 2014-декабрь 2017).
В данный момент подходит к завершению первый (аналитико-проектировочный) этап. Для успешной работы над проектом создана творческая группа, в состав которой вошли педагоги Центра раннего развития, методисты, социальный педагог, педагог-психолог Центра детского творчества. Разработан план деятельности Центра раннего развития по основным направлениям инновационного проекта.
Для обеспечения эффективной организации работы Центра раннего развития в аспекте культурно-художественной социализации дошкольников, специалистами творческой группы ведётся активная работа, направленная на модернизацию программно-методического обеспечения:
- на этапе завершения находится разработка программы культурно-художественной социализации воспитанников Центра раннего развития, которая в перспективе станет одним из модулей образовательной программы Центра.
- разработан совместный проект Центра раннего развития с библиотекой им. А. Грина «Подари ребенку книгу – подари ребенку мир», который будет реализовываться в 2015 году, что особенно актуально, т. к. 2015 год объявлен годом литературы.
Реализация этого проекта предполагает следующие формы работы с детьми и родителями :
- лекторий для родителей;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные с родителями праздники, спектакли.
Кроме этого для более эффективной культурно-художественной социализации воспитанников осуществляется широкое взаимодействие с социокультурным комплексом нашего города.
Так, например, мы много лет тесно взаимодействуем с ГОУК «Волгодонским эколого-историческим музеем». Традиционными стали праздники «Покров день», «Рождественские посиделки», «Масленица», проводимые сотрудниками музея в ЦРР. Праздники направлены на ознакомление с истоками, развитием и традициями Донского казачества. В результате у воспитанников формируется интерес к истории родного края, закладываются основы культурных ценностей.
Рассматривая семью как часть социокультурного комплекса, в Центре раннего развития организован родительский клуб «Содружество», где родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка - переходу в школу.
В течение работы Центра раннего развития в совместных занятиях приняло участие 83% родителей с детьми.
При взаимодействии родителей, детей и педагогов используются следующие формы работы :
• праздники
• творческие мастерские
• экскурсии
• совместные творческие проекты (издание журнала «Мир вокруг нас»)
• совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т. д.);
• выставки творческих работ
• мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта, новогодние сюрпризы и т. д.).
• тематические мероприятия
Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания, открытые занятия, освещение деятельности в городских СМИ.
Педагогам Центра раннего развития принадлежит особая роль в реализации задач по развитию и социализации личности дошкольников. Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники открывают для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию.
В дальнейшем выпускники Центра раннего развития становятся воспитанниками творческих объединений МОУ ДОД ЦДТ, показывают отличные результаты не только в дополнительном образовании, но и в школе.