Наталья Неслуженко
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение слоговой структуры слов это дефект речевого развития, характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Коррекция является профилактикой причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, психо- и физиотерапии.
Подготовительный этап
Работа на невербальном материале
Публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» размещена в разделах
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
2. Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет : кулак ребро, кулак ребро ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т. д.).
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку)
Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.
Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.
2. В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка».
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
• Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
• «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
• Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
• Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
• Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са-со. ;
• Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я») : са-со-су-сы;
• Чтение цепочек слогов : са-со-су-сы; сы-са-со-су;
• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
• Чтение или повторение за логопедом серии слогов :
а-са, а-со, а-су, а-сы
• Запоминание и повторение цепочки слогов : са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
• Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных:
ста-сто-сту-сты
• Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
Придумать слог к схеме : СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
• «Скажи наоборот» (игра с мячом) : са-ас, тса-аст;
• Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
• «Кто быстрее?» : в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
• Запись слогов различных типов под диктовку;
• Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);
• Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.
Уровень слова
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф» : «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова : где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме : сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки» : разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам» : одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
Фонематический и слоговой синтез слов
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША : МА+, КА+
2. Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.
3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО
4. Из двух слов образовать одно : лед, колоть (ледокол).
5. Логопед медленно произносит слово по слогам : со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
6.«Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование) : дом домик, кот. Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
8. Изменить по аналогии: дом дома, лес. (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.
9. Дополнить слово подходящим слогом : землями., смо-роди.
10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова : МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА. МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА
11. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.
12. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши., куби.
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1. Поменять слоги местами, составить слово : рады дыра, сосна насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов : чайник + капуста = чайка малина + машина = мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам : пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.
4. Определить, какой слог пропущен : ко---ва; са---лет.
Фонематические представления
1. Разложить картинки под схемы слов : (дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог) :
• РАК ЗИ ВО
• МА РО
• ТА
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) задание аналогичное предыдущему.
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова) : тигр рыба.
7. Закончить слово : ла., ла., ла., ма., ку.
8. Придумать слова к схемам :
• КА. (каша)
• КА. (калина)
• ---КА. (рукавицы, макароны)
• ---КА (ложка, ручка)
9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).
10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.
12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хоро шо; ши-иш-ши
13. Подобрать рифму к словам : мак гамак; зайка.
14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов : строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры не обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
Заключение
Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.
Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
Литература
1. Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. – Спб. : Детство – Пресс, 2001. – 48 с.
2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М. : Книголюб, 2005.
3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
4. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : Методическое пособие. — М. ; Айрис-пресс, 2005.— 96 с.
5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М. : ТЦ Сфера, 2007. – 87 с.
6. Титова Т. А. Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников // Логопед в детском саду, 2005, № 5,6.