МААМ-картинки

Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Коновалова Наталья
Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Научный руководитель: Лахмоткина В. И., доцент, кандидат педагогических наук

Армавирский государственный педагогический университет

город Армавир, Россия.

Аннотация: в данной статье описаны особенности логопедической работы по формированию связной речиу младших школьников с общим недоразвитием речи и способы коррекции данной речевой патологии.

Ключевые слова: речь, связная речь, общее недоразвитие речи, логопедическая работа.

Темочки:

Речь является важнейшей составляющей в жизни человека, ее полномерное использование возможно только в том случае, если индивид освоил все ее компоненты.

Процесс освоения правильной речью является достаточно сложным и продолжительным. Теоретическими вопросами изучения развития речи занимались многие специалисты, в их числе были К. Д. Ушинский, А. А. Леонтьев, Т. А. Ладыженская, Л. В. Занков, Р. С. Немов, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, Е. И. Никитина и др.

Благодаря данным психолого-педагогических исследований выяснилось, что с каждым годом наблюдается тенденция развития сложных речевых нарушений. Проблема логопедической работы по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной на сегодняшний день.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Для того, чтобы рассказать о чем-либо, необходимо представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, правильно использовать интонацию, расставлять логические ударения, подбирать правильные слова, уметь строить сложные предложения и многое другое. Данная форма речи отражает все достижения речи в овладении родным языком, в освоении его словарного запаса, звуковой стороны и грамматического строя. Коммуникативная функция связной речи осуществляется в двух формах –диалоге и монологе.

Диалог - это форма речи, которая представляет собой разговор между двумя или более лицами, состоящий из обмена репликами между ними. Монолог – это высказывание одного человека, которое представлено в устной или письменной форме. [3].

Дети с общим недоразвитием речи часто сталкиваются с проблемами развития связной речи. Левина Р. Е. совместно с сотрудниками НИИ дефектологии сформировала теоретические положения об общем недоразвитии речи, где определила данную патологию, как сложное речевое расстройство, при котором у детей с сохранным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Основной причиной данной речевой патологиивыступает недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза [5].

Известно, что процесс формирования связной речи является основным условием, возникающим перед ребенком в процессе школьного обучения. К началу обучения в школе у детей с общим недоразвитием речи заметно отстает от нормы уровень сформированности лексико-грамматических средств языка. Такие авторы, как Воробьева В. К., Спирова Л. Ф., Бабина Г. В. и другие указывали на то, что у младших школьников самостоятельная связная контекстная речь на протяжении долгого времени остается несовершенной, в частности отмечаются сложности в программирования высказываний, в отборе материала, лексико-грамматическом структурировании высказываний, нарушения связности и последовательности изложения.

Отсутствие сформированного навыка связной речи вызывает ряд негативных последствий для ребенка. Отсутствие данного навыка резко ограничивает интерес и коммуникативные потребности, соответственно оказывается прямое влияние на познавательные возможности ребенка, и в последствии препятствует процессу овладения знаниями [1].

Перед специалистами появляется необходимость создания методов для успешного формирования навыка связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Разработкой методов устранения нарушений формирования связной речи занимались такие специалисты, как Леушина А. М., Ворошнина Л. В., Ушакова О. С. и др. При обучении связной речи детей с общим недоразвитием речи на современном этапе, используются различные методы, такие как: использование компьютерных презентаций, предварительное составление модели описания, картинно-графический план, повествовательные описания пейзажной живописи, использование схем-модулей и т. д. [4].

В исследовательских работах Струниной Е. М., Коротковой Э. П., Радиной Е. И., и других описаны задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах. Благодаря технологиям, направленным на формирование диалогических умений, созданными Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой, М. В. Ильяшенко и другими, логопеды имеют возможности для устранения данного нарушения речи.

Для формирования навыка связной речи используются методики, разработанные Бородич А. М., Запорожец А. В., Тихеевой Е. И., Пеньковской Л. Ф. и других. Также, для активного формирования данного навыка специалисты рекомендуют использовать театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги, сюжетно-ролевые игры, игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений, на развитие регуляционно-коммуникативных умений, на развитие аффективно-коммуникативных умений.

В процессе логопедической работы по формированию навыка связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи основной целью выступает развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания. Занятия должны проводиться 2-3 раза в неделю во внеурочное время. Работа осуществляется по таким направлениям, как: работа над словосочетанием, работа над предложением, письменные и сжатые изложения, письменные сочинения, устные пересказы и рассказы текстов.

Задания предоставляются ученикам по степени их усложнения. В процессе работы от детей требуется осмысленность, полнота передачи, последовательность, широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов, соблюдение правильного ритма, интонации и громкости речи. Основными формами обучения, выступают: занятия, игры, экскурсии, наблюдения. Среди приемов, используемых на занятии выделяются такие как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и другие.

Во время занятий специально создаются ситуации, побуждающие ребенка к продуцированию речевых высказываний, развитию желания поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Для эффективного развития речи уточняются и обогащаются не только языковая, но и предметная действительность. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требующее от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

В свободной деятельности дети самостоятельно или совместно с логопедом, учителями, родителями закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребляют отработанные на занятиях грамматические категории и поставленные звуки, используют правильную интонацию, элементы эмоционально выразительной речи.

На протяжении всей логопедической работы родителям даются рекомендации по развитию связной речи у младших школьников. [5].

Таким образом, речь является важнейшей составляющей в жизни каждого человека, где главным компонентом выступает ее связность. Нарушения формирования навыка связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи являются достаточно серьезной проблемой в период обучения в школе. Соответственно, благодаря логопедической работе по устранению данной речевой патологии, обучение в школе становится успешным.

Список литературы:

1. Алшинбекова, Г. К. Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий —// Исследования молодых ученных: материалы XI Междунар. науч. конф. — Казань: Молодой ученый, 2020.

2. Капышева Н. А. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок // Логопедия. 2003. - № 1-2. – С. 44-50.

3. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов / Доступ с сайта Педагогическая библиотека.

4. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2015-134 с.

5. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2011

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 марта 2022 в 01:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Коновалова Наталья (УИ 1791427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД