Коновалова Наталья
Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Научный руководитель: Лахмоткина В. И., доцент, кандидат педагогических наук
Армавирский государственный педагогический университет
город Армавир, Россия.
Аннотация: в данной статье описаны особенности логопедической работы по формированию связной речиу младших школьников с общим недоразвитием речи и способы коррекции данной речевой патологии.
Ключевые слова: речь, связная речь, общее недоразвитие речи, логопедическая работа.
Публикация «Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Речь является важнейшей составляющей в жизни человека, ее полномерное использование возможно только в том случае, если индивид освоил все ее компоненты.
Процесс освоения правильной речью является достаточно сложным и продолжительным. Теоретическими вопросами изучения развития речи занимались многие специалисты, в их числе были К. Д. Ушинский, А. А. Леонтьев, Т. А. Ладыженская, Л. В. Занков, Р. С. Немов, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, Е. И. Никитина и др.
Благодаря данным психолого-педагогических исследований выяснилось, что с каждым годом наблюдается тенденция развития сложных речевых нарушений. Проблема логопедической работы по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной на сегодняшний день.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Для того, чтобы рассказать о чем-либо, необходимо представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, правильно использовать интонацию, расставлять логические ударения, подбирать правильные слова, уметь строить сложные предложения и многое другое. Данная форма речи отражает все достижения речи в овладении родным языком, в освоении его словарного запаса, звуковой стороны и грамматического строя. Коммуникативная функция связной речи осуществляется в двух формах –диалоге и монологе.
Диалог - это форма речи, которая представляет собой разговор между двумя или более лицами, состоящий из обмена репликами между ними. Монолог – это высказывание одного человека, которое представлено в устной или письменной форме. [3].
Дети с общим недоразвитием речи часто сталкиваются с проблемами развития связной речи. Левина Р. Е. совместно с сотрудниками НИИ дефектологии сформировала теоретические положения об общем недоразвитии речи, где определила данную патологию, как сложное речевое расстройство, при котором у детей с сохранным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Основной причиной данной речевой патологиивыступает недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза [5].
Известно, что процесс формирования связной речи является основным условием, возникающим перед ребенком в процессе школьного обучения. К началу обучения в школе у детей с общим недоразвитием речи заметно отстает от нормы уровень сформированности лексико-грамматических средств языка. Такие авторы, как Воробьева В. К., Спирова Л. Ф., Бабина Г. В. и другие указывали на то, что у младших школьников самостоятельная связная контекстная речь на протяжении долгого времени остается несовершенной, в частности отмечаются сложности в программирования высказываний, в отборе материала, лексико-грамматическом структурировании высказываний, нарушения связности и последовательности изложения.
Отсутствие сформированного навыка связной речи вызывает ряд негативных последствий для ребенка. Отсутствие данного навыка резко ограничивает интерес и коммуникативные потребности, соответственно оказывается прямое влияние на познавательные возможности ребенка, и в последствии препятствует процессу овладения знаниями [1].
Перед специалистами появляется необходимость создания методов для успешного формирования навыка связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Разработкой методов устранения нарушений формирования связной речи занимались такие специалисты, как Леушина А. М., Ворошнина Л. В., Ушакова О. С. и др. При обучении связной речи детей с общим недоразвитием речи на современном этапе, используются различные методы, такие как: использование компьютерных презентаций, предварительное составление модели описания, картинно-графический план, повествовательные описания пейзажной живописи, использование схем-модулей и т. д. [4].
В исследовательских работах Струниной Е. М., Коротковой Э. П., Радиной Е. И., и других описаны задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах. Благодаря технологиям, направленным на формирование диалогических умений, созданными Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой, М. В. Ильяшенко и другими, логопеды имеют возможности для устранения данного нарушения речи.
Для формирования навыка связной речи используются методики, разработанные Бородич А. М., Запорожец А. В., Тихеевой Е. И., Пеньковской Л. Ф. и других. Также, для активного формирования данного навыка специалисты рекомендуют использовать театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги, сюжетно-ролевые игры, игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений, на развитие регуляционно-коммуникативных умений, на развитие аффективно-коммуникативных умений.
В процессе логопедической работы по формированию навыка связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи основной целью выступает развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания. Занятия должны проводиться 2-3 раза в неделю во внеурочное время. Работа осуществляется по таким направлениям, как: работа над словосочетанием, работа над предложением, письменные и сжатые изложения, письменные сочинения, устные пересказы и рассказы текстов.
Задания предоставляются ученикам по степени их усложнения. В процессе работы от детей требуется осмысленность, полнота передачи, последовательность, широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов, соблюдение правильного ритма, интонации и громкости речи. Основными формами обучения, выступают: занятия, игры, экскурсии, наблюдения. Среди приемов, используемых на занятии выделяются такие как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и другие.
Во время занятий специально создаются ситуации, побуждающие ребенка к продуцированию речевых высказываний, развитию желания поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Для эффективного развития речи уточняются и обогащаются не только языковая, но и предметная действительность. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требующее от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.
В свободной деятельности дети самостоятельно или совместно с логопедом, учителями, родителями закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребляют отработанные на занятиях грамматические категории и поставленные звуки, используют правильную интонацию, элементы эмоционально выразительной речи.
На протяжении всей логопедической работы родителям даются рекомендации по развитию связной речи у младших школьников. [5].
Таким образом, речь является важнейшей составляющей в жизни каждого человека, где главным компонентом выступает ее связность. Нарушения формирования навыка связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи являются достаточно серьезной проблемой в период обучения в школе. Соответственно, благодаря логопедической работе по устранению данной речевой патологии, обучение в школе становится успешным.
Список литературы:
1. Алшинбекова, Г. К. Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий —// Исследования молодых ученных: материалы XI Междунар. науч. конф. — Казань: Молодой ученый, 2020.
2. Капышева Н. А. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок // Логопедия. 2003. - № 1-2. – С. 44-50.
3. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов / Доступ с сайта Педагогическая библиотека.
4. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2015-134 с.
5. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2011