Анастасия Аверкина
Логопедическая работа по автоматизации звуков с детьми школьного возраста
В моей логопедической практике встречаются случаи, когда звуки необходимо поставить и автоматизировать у детей школьного возраста. В этом случае, сталкиваешься с проблемой нехватки игр и упражнений для автоматизации звуков, работа с такими детьми чаще всего проводится на материале для детей дошкольного возраста. Такие упражнения часто скучны и неинтересны детям старшего возраста. Хочу поделиться приемами и упражнениями, которые можно использовать в работе. Во время коррекции звуковой стороны речи можно и нужно опираться на программу школы по русскому языку и класс воспитанника. Варианты игр и упражнений:
Публикация «Логопедическая работа по автоматизации звуков с детьми школьного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Измени слова с автоматизированным звуком по всем падежам, придумай предложения с каждым полученным словом.
2. Прочитай слово и поредели его склонение. Раздели слова по склонениям.
3. Назови однокоренное слова к моему; образуй от моего слова прилагательное, глагол; подбери синоним – антоним; найди подлежащее или сказуемое в данном предложении – весь речевой материал подбирается с автоматизируемым звуком, эти упражнения можно выполнять с мячом, чтобы разгрузить позвоночник ребенка.
4. Очень хорошо в работе со школьниками мне помогает игра BrainBox, играем с учеником не совсем по правилам. Мы по очереди читаем карточки из игры, а потом задаем друг другу вопросы по тексту. Карточки я заранее подбираю с нужными нам звуками. Эта игра тренирует память и внимание школьника, обогащает словарный запас и представления об окружающем мире. В моем арсенале игра «В мире животных».
5. В темное вечернее время для чтения использую проектор и познавательные диафильмы. Читаем слайды по очереди, ищем слова с отрабатываемым звуком. Также в тексте можно искать части речи, главные члены предложения, однородные члены и т. д. Диафильм создает интригу задания, необычность момента.
6. Хорошо зарекомендовали себя различные домино, лабиринты и лото. Школьнику приятно окунуться в мир настольных игр. Можно брать лото на разные темы, например, оружие или подводный мир, таким образом расширяется кругозор ребенка.
7. Для чтения подбираются тексты с максимальным количеством рабочего звука. Использую тексты в конце «Домашней тетради для логопедических занятий с детьми» Ю. Б. Жихаревой – Норкиной. Из этих же книг можно брать упражнения для чтения, особенно интересны столбцы однокоренных слов, их можно разбирать по составу, придумывать с ним предложения, часто незнакомые слова вызывают трудности у ребенка, тогда обсуждаем их значение с картинками из интернета для наглядности.
8. Существуют ряд игр для закрепления правил русского языка. Их них тоже выбираются слова на отрабатываемый звук. Вот некоторые из них:
- Котовасия в наречиях. Лексическое значение слов. Лото с проверкой. Барчан Татьяна.
- Домино "Спаси безударную". Барчан Татьяна.
- Мысль бежит. Слово догоняет. Барчан Татьяна.
В этих играх выбираю слова с отрабатываемым звуком и играем!
Таким образом, заглянув в школьную программу подопечного можно найти много интересного для логопедической практики!