Светлана Степурка
Логопедическая гостиная для родителей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая гостиная для родителей
Степурка Светлана Юрьевна
старший воспитатель высшей квалификационной категории
Мариненко Наталья Николаевна
учитель - логопед высшей квалификационной категории
В нашем детском саду одной из приоритетных форм работы по реализации основной образовательной программы является взаимодействие с родителями. Результат коррекционной работы, безусловно, зависит от того, насколько тесно в коррекционном процессе участвуют две стороны: учитель - логопед и родители. Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития и вовлечения их в образовательный процесс была организована "Логопедическая гостиная", задачами которой являются:
Публикация «Логопедическая гостиная для родителей ДОУ» размещена в разделах
-установить контакт с членами семьи для вовлечения в коррекционный процесс;
-повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
- обучить применению игровых приемов для устранения дефектов речи с целью последующего закрепления в домашних условиях;
-дать практические рекомендации родителям для развития речи детей;
-обогатить методическую копилку для родителей "Речевичок" речевым и дидактическим материалом.
Существует проблема на сегодняшней день:
-невозможность охвата всех детей, имеющих нарушения речевого развития, так как количество детей с дефектами речи с каждым годом увеличивается;
- уровень знаний родителей о формировании правильной речи детей не дает возможность понимать, какова потребность ребенка в коррекционном процессе и влиять на речь ребенка в домашних условиях.
Если учесть изложенное выше, видна актуальность и важность проблемы увеличения компетентности родителей в вопросах речевого формирования детей.
Логопедическую гостиную посещают родители (законные представители) дошкольников. Работает она 1 раз в квартал в вечернее время. Проводится в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед, консультаций. Тематика логопедической гостиной разнообразная, но учитываются пожелания и интересы родителей. В течение года освещались темы:
-"Речевые нарушения и причины их возникновения. Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения".
-"Знакомство родителей с доступными приемами правильного речевого воспитания в семье по выполнению заданий учителя - логопеда. "
-"Формирование звукового анализа и синтеза на этапе автоматизации звуков".
Родителям для ознакомления был предложен оформленный материал в виде альбома и презентации по артикуляционной гимнастике. После этого прошло совместное выполнение упражнений, которые рекомендованы для работы с детьми дома.
Для закрепления правильного произношения звуков, поставленных учителем - логопедом, предложен речевой материал: чистоговорки, скороговорки, стихи, тексты и показаны приёмы работы с ними.
Существенное значение для правильного развития речи детей имеет умение выполнять операции анализа и синтеза. Для это родителям были предложены дидактические игры: "Длинное - короткое слово","Определи место звука в слове", "Придумай слово на заданный звук", "Сколько частей в слове", "Составь слово из 2,3,4, слогов" и др.
В каждой группе для родителей оформлены папки - передвижки по речевому развитию. Материал обновляется 1 раз в месяц.
Такая форма работы как "Логопедическая гостиная" более эффективна в коррекционно – образовательного процессе. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы с точки зрения вопросов речевого развития.
Ожидаемые результаты
Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений.
Самостоятельное использование родителями игр и упражнений для домашней игротеки.
Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.
Полученные результаты
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты:
- родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей
- сформировалось желание помогать ребенку
- повысилась грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики
- заинтересованность в успехах своего ребенка и информированность с точки зрения вопросов его речевого развития
Литература
1. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
3. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей) — Москва, 2006.