Юлия Мартоян
Логопедическая дидактическая игра «Волшебный куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая возраст детей мною было разработано многофункциональное игровое пособие "Волшебный куб".
Многофункциональность пособия состоит в том, что оно одновременно выполняет развивающую, обучающую, воспитывающую функции в различных формах работы с детьми: в самостоятельной деятельности детей, в игровой деятельности, в образовательной деятельности, коммуникативной. Можно использовать как в группе, так и на прогулке в тёплое время года.
Оно в комплексе решает задачи:
1) социально –коммуникативного развития;
2) познавательного развития;
3)речевого развития;
4) художественно-эстетического;
Публикация «Логопедическая дидактическая игра „Волшебный куб“» размещена в разделах
Цель использования дидактического пособия : Повышение интереса детей к получению знаний, Развитие умственных и творческих способностей воспитанников за счёт повышения возможностей использовать разнообразный иллюстрированный материал; развитие всех компонентов речевой системы: лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи, познавательных процессов, а также развитие зрительного восприятия, формы и цвета.
Перспективность пособия в том, что оно может быть использовано в разных возрастных периодах дошкольного детства (и в младшем дошкольном возрасте, в средних группах, и в старших-подготовительных, с детьми 3-7 лет.
Формы работы с пособием: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Принципы использования пособия:
-доступность;
-безопасность;
-креативность.
Образовательный эффект:
Предложенное многофункционльное пособие способствует:
- автоматизации и дифференциации звуков.
-обобщающие слова.
- формированию элементарных математических представлений (о количестве, величине, форме, ориентировке в пространстве и во времени, решение примеров);
- формированию целостной картины мира, расширению кругозора;
- развитию компонентов устной речи (формированию словаря, совершенствованию фонематического слуха, развитию связной речи).
Коррекционный эффект:
"Волшебный куб" также способствует:
- развитию зрительного восприятия (разложить по цветам)
- развитию ориентировки на микроплоскости;
- развитию мелкой моторики и осязания;
- развитию внимания, памяти, мышления и воображения.
Данное пособие можно использовать в различных вариантах игр и упражнений (в зависимости от возраста детей и уровня их развития).
Рекомендуемое пособие разрабатывалось в соответствии с требованиями ФГОС. Оно обладает многофункциональностью, доступностью в изготовлении, безопасностью.
Описание пособия:
Куб сделан из картонной коробки, обклеенный клейкой лентой, на каждой стороне приклеены липучки.
-картинки для автоматизации и дифференциации на каждый звук,
- наборы карточек по лексическим темам: "Овощи", "Фрукты", "Мебель", "Посуда", "Одежда", "Обувь", "Ягоды", "Грибы", "Транспорт", "Профессии", "Цифры 0 - 10", "Буквы", "Детёныши и животные", "Цвета", "Формы", "Предметы и контуры" и другие…
- разнообразные картинки по выбору логопеда и воспитателя для составления и решения задач.
Дидактическая игра «Назови предметы и обобщи»
Цель: расширять, обогащать словарь детей и закреплять в речи обобщающие понятия.
Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) раскладывает предметные картинки по лексической теме. Затем дает задание: назвать каждую картинку и расположить их на грани. После этого, просит ребенка назвать все картинки одним словом.
В усложненном варианте, в игре могут участвовать сразу четыре ребенка по четырем лексическим темам, у каждого своя грань куба. Педагог крепит к каждой грани обобщающее слово и просит детей отобрать нужные картинки и прикрепить нас вою грань.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель: закреплять представление о цвете, учить использовать в речи детей качественные прилагательные.
Ход игры: педагог (учитель-логопед) предлагает ребенку выбрать из предложенных картинок те картинки, которые будут такого же цвета, что и карточка на грани куба, назвать их по цвету и прикрепить к соответствующей грани куба.
Педагог (учитель-логопед) задает вопросы:
- Выбери овощ такого же цвета, что и грань куба? (ребенок выбирает овощ такого же цвета, что и грань куба).
- Назови овощ?
Ребенок отвечает: это помидор.
- Он по цвету какой?
Ребенок отвечает: он красный.
- Скажи, на какую грань куба ты его прикрепишь?
Ребенок отвечает: я прикреплю его на красную грань куба.
Дидактическая игра «Подбери по форме»
Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Ход игры: педагог (учитель-логопед) размещает на каждой грани куба предметные картинки по одной лексической теме. По углам куба расположены картинки-схемы геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник и т. п.). Предлагает ребенку выбрать по форме картинки, которые похожи на геометрические фигуры и прикрепить их к граням куба.
Педагог (учитель-логопед) задает вопросы:
- Выбери по форме овощи, которые похожи на геометрические фигуры (ребенок выбирает овощи, которые похожи на геометрические фигуры).
- Назови овощ?
Ребенок отвечает: это огурец.
- Он по форме какой?
Ребенок отвечает: он овальный.
- На какую геометрическую фигуру похож огурец?
Ребенок отвечает: огурец похож на геометрическую фигуру – овал.
Дидактическая игра «Загадки»
Цель: расширять словарь именами прилагательными.
Ход игры: педагог (учитель-логопед) загадывает какой-нибудь овощ, перечисляет его признаки, например: красный, круглый, большой, сочный, душистый, растет на кусте и т. п. Ребенок должен найти картинку с изображением овоща, отвечающего этой характеристике. Если выбор верный, он прикрепляет картинку к грани куба и получает смайлик или фишку.
Условия игры могут меняться. Педагог показывает овощ, а ребенок дает характеристику. Если она верна, прикрпляет картинку к грани куба.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: упражнять детей в употреблении имен существительных в именительном и в родительном падежах единственного и множественного числа.
Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) располагает на грани куба предметные картинки по лексической теме. Потом дает задание: рассмотреть, назвать и запомнить картинки, прикрепленные на грани куба. Затем ребенок закрывает глаза. Педагог убирает одну картинку или несколько одинаковых картинок, спрашивает: «Чего (кого) не стало?». Ребенок, открыв глаза, дает полный ответ: «Не стало помидора» или «Не стало помидоров».
Дидактическая игра «Определи первый звук в слове»
Цель игры: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) размещает на грани куба предметные картинки по одной теме. В центре грани помещает букву. Затем дает задание: выбрать из предложенных картинок те картинки, в названии которых слышится первый заданный звук и прикрепить ее на грань с соответствующей буквой.
Дидактическая игра «Раздели слово»
Цель игры: упражнять детей в умении делить слово на слоги.
Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) прикрепляет к четырем граням куба карточки-схемы с одной, двумя, тремя, четырьмя полосками. В планке-кармане размещает предметные картинки по заданной лексической теме. Затем дает задание: на грань с одной полоской прикрепить картинки с предметами, в названии которых один слог или одна часть слова; к другой грани – те, в названии которых два слога или две части слова и т. д. За правильное выполненное задание ребенок получает фишку или смайлик.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Цель игры: развивать логическое мышление, внимание, связную речь, закреплять навык классификации предметов.
Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) прикрепляет предметные картинки по тематической теме к граням куба, так чтобы одна из них не соответсвовала данной классификационной группе. Дети находят ее и объясняют, почему она лишняя. За правильное выполненное задание ребенок получает фишку или смайлик.
Примерный перечень дидактических игр,
в которые можно играть с помощью Волшебного куба»
«Что изменилось?»;
«Один-много»;
«Где что находится?»;
«Составь предложение»;
«Посчитай»;
«Найди свою картинку»
«Реши пример»
«Дифференциация звуков» и т. д.