Рашат Тариева
Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему
▼ Скачать + Заказать документы
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
Публикация «Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему» размещена в разделах
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать память, внимание, речь, воображение, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, что также важно, и побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности.
В одном из современных учебно-игровых пособий «Давайте вместе поиграем» представлены варианты логико-математических игр и упражнений с комплектом плоских блоков Дьенеша. Их назначение – способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания; составления алгоритмов.
Модернизация дошкольного образования в целом и предматематической подготовки в частности активизировала деятельность различных фирм, выпускающих игровые и учебные пособия для дошкольников. Стали появляться логико-математические игры, которые способствуют познанию:
- свойств и отношений как единичных предметов, так и их групп;
- чисел и цифр;
- зависимостей увеличения и уменьшения на предметном уровне;
- порядка следования, сохранения количества, объема, массы.
При этом дети осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические.
Сегодня логико-математические игры конструируются с учетом современного взгляда на пропедевтику у детей 4-7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:
- оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;
- представление возможных изменений объектов и предвидение результата;
- изменение ситуации, осуществление преобразования;
- активные результативные действия как в практическом так и в идеальном плане.
Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы, модели, образы объектов, речь) так и способов познания (сравнение, уравнение, моделирование, сериация, классификация, измерение и др.).
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.
Вариативность представлений и применимость освоенных практических и мыслительных операций в измененных условиях обеспечивается многообразием деятельности. В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане своей познавательно-творческой деятельности, уверенными в своих силах.
Появление познавательной и творческой инициативы, самостоятельности возможно при поддержке ребенка в логико-математической деятельности и оказание ему своевременно помощи.
Чаще всего ребенок испытывает трудности в следующем:
- в выборе средств деятельности: игры, пособия материалов («Хочу играть.»)
- в осмыслении и формулировке целевых установок («Хочу сделать…»
- в открытии разных способов достижения цели и выборе оптимального из них («Так не получается. А как можно по-другому?»)
- в сохранении интереса и исследовательской активности, в проявлении настойчивости и интеллектуального напряжения.
Педагогу в таких случаях следует оказывать поддержку и помощь, опираясь на знание возможностей каждого ребенка. Одним детям свойственна склонность к длительным поискам; другим - отказ и переключение на другую деятельность; третьи увлекаются проговариванием идей, фантазированием (как можно сделать что-либо, но не проявляют практической активности, или наоборот. Некоторые дети испытывают страх перед новой или более сложной деятельностью, не умеют действовать в определенном темпе («У меня все-равно не получится»).
Затруднения ребенка в выборе игры имеют место в следующих случаях.
1) Ребенок хочет играть только в новую для него игру («Я в эту уже играл, не хочу») Если это так, педагог может заинтересовать его новым, еще не освоенным способом развития игры или использования игровых материалов.
2) У ребенка недостаточно самостоятельного опыта использования материалов. В выборе он ориентируется на «то, что проще». На данном этапе педагогу следует согласиться с такой позицией ребенка.
3) Ребенок хочет играть только в сою любимую игру, а ее уже выбрал другой ребенок (дети) В такой ситуации педагог рекомендует ребенку присоединиться к играющим с их согласия.
Сохранению стабильного положительного отношения и интереса детей к логико-математическим играм, сохранению стремления продолжать играть способствуют наличие игровой атмосферы и обстановки. При правильной организации процесса педагог поощряет обдумывание действий. Предлагает проверить результаты, полученные на том или ином этапе деятельности. Подтверждает правильность хода решения с тем, чтобы ребенок смог продвигаться дальше.
Играя вместе с другими детьми, дошкольник иногда попадает в конфликтные ситуации и нуждается в помощи взрослого. Ему не всегда удается согласовать свои замыслы или действия с действиями других детей. Педагог может помочь детям, организовав не длинный совместный разговор. Как и в любой деятельности, в логико-математических играх ребенок испытывает разные эмоции: радость и огорчение, вдохновение и угасание, восторг и разочарование. Их возникновение – это непременное условие и результат сосредоточенности, умственной и эмоциональной активности.