Ирина Березина
Логико — математическое развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Публикация «Логико — математическое развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие логико-математического мышления у детей надо начинать уже с раннего возраста, так как именно в нем осуществляется контроль за психическим развитием необходимый для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка.
Дети с ОВЗ- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Основными проблемами в обучении детей с ОВЗ являются :
- частая заболеваемость, плохая посещаемость детей, из-за чего снижается уровень познавательного развития.
-сниженная работоспособность.
- трудности в обучении, нарушение внимания, мышления, воображения, памяти.
Коррекционно - развивающая деятельность педагога с детьми с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей и возрастных особенностей детей, а также развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Программа развития у детей с ОВЗ дошкольного возраста матема-тических представлений разрабатывалась с позиций соединения математического и логического содержания.
Методику логико-математического развития можно считать состоявшейся, она стала насыщенной проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, моделями, схематизацией при условии использования математического содержания.
Сегодня логико-математические игры, как наиболее эффективный путь развития ребенка, конструируются с учетом современного взгляда на пропедевтику у детей дошкольного возраста математических способностей. К важнейшим из них относят: оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически; представление возможных изменений объектов и предвидение результата; изменение ситуации, осуществление преобразования; активные результативные действия как в практическом, так и в идеальном плане.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, составить алгоритм, проявить при этом познавательную инициативу и самостоятельность. Они помогают развивать внимание, память, речь, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению инициативы в преобразовании игровой ситуации. Основная цель методики логико - математического развития - разработка и применение такого содержания методов и приемов, которые обеспечили бы в условиях развивающей предметно-пространственной среды интеллектуально-творческое развитие детей до школы.
Для современной методики характерно освоение детьми с разнообразных геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Дети овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом, делением целого на части и объединением частей в целее трансфигурацией и др. Это создает условия для социализации, вхождении в мир культуры.
Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных образовательных развивавших ситуациях, так и в самостоятельной совместной деятельности со взрослым (в ходе реализации проектов, в игра экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.).
Направлений повышения интереса детей к познавательным играм современные педагоги могут использовать довольно много. Одно из них - внимательно относиться к подбору развивающих игр.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.
Как советуют психологи, новую игру не следует объяснять а необходимо активизировать самостоятельные проявления детей. Предлагаю использовать следующий алгоритм, в процессе которого инициатива развития игры принадлежит детям: 1-й этап - общая ориентировка в материале и комплекте игры (структура игры, наличие игровых полей, таблицы, карточки, их цвет и размер и т. д);
2-й этап - организация совместного поиска направлений развития игры (высказывания о том, как играть, использование аналогий, ассоциаций);
3-й этап - определение содержания и хода игры (предложенного ребенком, совместно с ребенком или взятого из приложения к игре) - на этом этапе допустимо проигрывание фрагментов игры с их последующим преобразованием, составление мини ситуаций;
4-й этап - уточнение цели и правил игры (если в этом есть не-обходимость);
5-й этап - реализация хода игры (как совместной со взрослым);
6-й этап - оценка результата (соотнесение задуманного с полу-ченным).
Педагогическая поддержка ребенка в ходе развертывания игры состоит в высказывании и обсуждении предложений, мнений, советов; в использовании метода проб и ошибок, метода «мозгового штурма»; в стимулировании догадки; поиске хода игры по алгоритмическому предписанию (игротренинг); использовании креативных приемов.
Дети не останутся равнодушными к таким приемам, как включение развивающих игр («математического планшета», головоломок, геометрического паровозика и др.) в образовательные развивающие ситуации, развивающие и игровые ситуации, мини-проекты, длительные проекты, игровые тренинги, досуговые развлекательные мероприятия.
В данных случаях названные материалы служат для осуществления воссоздания, преобразования, трансформации, составления из частей, составление силуэтов и моделей и для выполнения других познавательных действий. Кроме этого, их роль состоит в том что по ходу развития сюжета ситуации ребенок становится в условия: «действовать в уме» - анализировать, обобщать; осуществлять «умственный эксперимент».
Логико – математическое игры являются также средством мотивации и активизации
деятельности воспитателя и детей, вызывают стремления преодолевать трудности и добиваться результатов.