Татьяна Васильевна Корниенкова
Логико-математический проект для детей первой младшей группы «Вот они, наши первые в математику шаги!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
проекта:
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Темочки:
- Логическое мышление. Проекты
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Мы считаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашего дошкольного учреждения долгосрочного проекта «Первые шаги в математику».
Проект разработан на год (первая младшая группа, с учетом возможности дальнейшего продолжения и развития для детей более старшего возраста.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их "угасание" (Хайдегер).
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей первой младшей группы (2-3 года, формирование базовых основ для успешного развития способностей и мышления у детей.
Задачи проекта:
- Развить у детей умственные способности, такие как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития;
- Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;
- Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
Ожидаемый результат:
При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:
• Ребенок проявляет познавательную активность;
• Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
• Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;
• У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Родители:
• Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
• Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;
• Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка;
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие».
Участники проекта:
• дети I младшей группы;
• воспитатели;
• музыкальный руководитель;
• родители.
Вид проекта:
• групповой.
Срок реализации:
1 этап – организационный (июнь-август 2018 год);
2 этап – практический (сентябрь – апрель 2018-2019 год);
3 этап – результативный (май 2019 год).
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Первый этап июнь-август 2018год Организационный
Создание условий для проектной деятельности с детьми, разработка перспективных планов.
2. Второй этап в течение 2018/2019 учебного года Практический
Апробация тематического планирования и отбор наработанного материала по организации деятельности.
3. Третий этап май 2019 Результативный
Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала, определение задач на будущее.
Первый этап – организационный
Вся работы выстраивается с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ согласно ФГОС. Проведено анкетирование родителей (приложение №1, с целью определения уровня знаний детей, выявления запросов родителей.
Составлен перспективный план на год, с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Разрабатываются и формируются картотеки компьютерных авторских развивающих игр, согласно тематики проекта.
Подбирается материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливаются пособия, согласно перспективного плана. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Весь материал располагается на полках стенки в групповой комнате и на самой стене. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках располагается наглядный материал, подборки картинок, детская литература. Весь материал для педагогов: картотеки, конспекты и др. расположен внутри закрытых полок.
Второй этап – практический
При планировании воспитательно-образовательного процесса мы используем следующие формы, методы и приемы:
• сюрпризные моменты;
• игровые образы;
• игровые ситуации;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание предметов, картин;
• беседы;
• развивающие дидактические и компьютерные игры.
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые мы будем использовать в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединим их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволит нам выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка.
Нашей целью не является освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Третий этап – результативный
На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям: в работе с детьми, родителями, педагогами. А также определены перспективы дальнейшей работы.
1. Обобщение результатов, описание опыта работы.
2. Выступление перед коллегами и родителями.
3. Оформление альбомов с фото деятельности детей на всех этапах, картотек проводимых игр, дидактических пособий.
Сценарий совместных действий
по решению задач
(основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (конспекты занятий, консультация для родителей, воспитателей, сценарии развлечений, праздников, презентация проекта.
Описание продукта:
• Презентация «Первые шаги в математику»;
• Оформление альбома «Математика для малышей»;
• Выставка детских рисунков «Геометрические фигуры»;
• Оформление математического уголка.
Ожидаемый результат
Для детей:
• Интерес к математике;
• Умение понимать смысл значений: один – много, большой – маленький, узкий – широкий, длинный – короткий, высокий – низкий;
• Активизация словаря детей.
Для родителей:
• Желание родителей заниматься с детьми математикой;
• Желание участвовать в жизни детского сада.
Формы работы
• Занятия по ФЭМП (формирование элементарно-математических представлений);
• Настольно-дидактические игры;
• Развлечения и праздники.
• Сюжетно-ролевые игры;
• Подвижные игры;
• Наблюдения;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы.
Работа с родителями
• Консультация для родителей «Веселая математика дома»;
• Оформление уголка «Первые шаги в математику»;
• Презентация проекта «Первые шаги в математику».
Работа с педагогами
• Консультация «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»;
• Презентация проекта «Первые шаги в математику».
Материально – технические ресурсы необходимые для реализации проекта:
• иллюстрации;
• художественная литература.
Результативность проекта:
• У детей раскрылись патриотические чувства;
• Активизировался словарный запас детей, память;
• Дети с большим желанием принимают участие в математических разгадках;
• Дети научились понимать смысл значений: один – много, большой – маленький, узкий – широкий, длинный – короткий, высокий – низкий.