татьяна морозова
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения Евгения Пермяка «Как стать большим?»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературный вечер, посвященный 115 -летию со дня рождения
Евгения Андреевича Пермяка
«Как стать большим?»
Цель: развивать у детей умение понимать, оценивать чувства и поступки других людей через чтение рассказов и сказок Е. А. Пермяка. Показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни каждого человека.
Публикация «Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения Евгения Пермяка „Как стать большим?“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Пермяк Е.А.
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи: познакомить детей с биографией и творчеством писателя. На примере героев произведений писателя показать важность труда в достижении целей, что красота и мудрость (взрослость) человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут»; донести до детей понятия честности, ответственности, трудолюбия и веры в себя. Обогащать нравственный опыт старших дошкольников.
Ход вечера
1. Вступительное слово о писателе.
Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни : недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.
Отец его умер, когда ему было три года. Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.
В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».
На Урале он прожил более тридцать лет, изучил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем. Начал писать повести, рассказы и сказки. Написал тридцать книг. Почти все книги о людях-тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих землю своим трудом. Писателю очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут» .
В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.
Умер Евгений Пермяк в 1982 году.
Способность видеть мир глазами детей, общаться с ними запросто, да так, чтобы ребята тебя любили и понимали – бесценный дар. Этим даром обладал уральский сказочник, мудрый писатель Евгений Андреевич Пермяк.
2. Выставка книг
Я начинаю фразу, а вы продолжаете:
«Торопливый…ножик»,
«Пичугин…мост».
«Птичьи…домики»,
«Чужая… калитка»,
«Волшебные…краски»,
«Первая …рыбка»,
«Про нос и …язык»,
«Дедушкины …очки»
«Знакомые …следы»
3. Литературная викторина по рассказам Пермяка
* Кто вы? Назовите героя рассказа Е. Пермяка.
А) Вы растете мальчиком старательным, заботливым и работящим. Вас очень любят в семье, но больше всех Вас любит дедушка. Любит и помогает стать хорошим человеком. … Поддерживая все Ваши затеи, дед требовал от Вас одного… ”Если берешься за дело, доводи его до конца. А если видишь, что оно не по рукам, подожди, когда вырастешь”. Кто Вы?
(Алеша Хомутов. «Чужая калитка»)
*В какой цвет покрасил Алеша Хомутов калитку?
(В синий)
Б) Он рос мальчиком тихим и молчаливым, не думающим ни о каких подвигах. Как и все ребята, он любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку.
(Сема Пичугин. «Пичугин мост»)
*Почему в рассказе «Пичугин мост» мосту дали такое название? Почему мосты менялись, а название осталось прежним?
(По фамилии мальчика Семена Пичугина)
В) Уж очень эта девочка хотела вырасти, очень. А как это сделать, она не знала.
(Маша. «Как Маша стала большой»)
Что помогло Маше стать большой?
*За что учительница Мария Ивановна поблагодарила по-особому - пожала руку – нелюдимого мальчика Васю Сапунова, назвав его настоящим мужчиной?
(Каждый день он приносил по два ведра воды и две охапки дров ее старенькой маме)
* Как ответила бабушка на Катин вопрос: «Почему у меня все по два, а язык один и нос один?»
*Кем хотели стать мальчики Вася и Ваня из рассказа «Птичьи домики»?
(Строителями)
*Кому Дед Мороз дарил раз в сто лет волшебные краски?
(Самому доброму мальчику)
*Какой совет дал отец сыну в рассказе «Торопливый ножик»?
(Нужно ножик терпению выучить)
4.«Черный ящик» - предметы из рассказов
Из каких произведений писателя Пермяка эти предметы?
1. Ножик - «Торопливый ножик»
2. Веник – «Как Маша стала большой»
3. Краски – «Волшебные краски»
4. Рыбка – Первая рыбка»
5. Молоток и гвозди – «Птичьи домики»
- Из какого рассказа эти предметы?
- Как они связаны с героем?
- Какие хорошие качества появились у детей?
5. Инсценировка рассказов :
* «Кто?» - подготовительная группа
*Сказка «Мать-мачеха» - старшая группа
6. Просмотр мультфильма «Золотой гвоздь»
Заключительное слово
- Наш вечер называется «Как стать большим?»
Кто ответит на этот вопрос? (Ответы детей)
- Чему учат произведения Евгения Пермяка? (Трудолюбию; всякий, даже самый малый труд важен)
- Можно ли к рассказам и сказкам автора подобрать пословицы о труде? Приведите примеры:
«Если долго мучиться, что-нибудь получится»
«Всякое умение трудом дается»
«Землю солнце красит, а человека труд»
Евгений Андреевич Пермяк на примере своих героев хотел показать, что красота и мудрость (взрослость) человека «… не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке, а в том, что руки эти делать могут»; даже самый малый труд важен в большом деле.
Использованная литература : Интернет-ресурсы