Ольга Алексеева
Литературное развитие дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Литературное развитие дошкольников
Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой работы всех взрослых, окружающих маленького человека: воспитателей ДОУ и родителей.
Публикация «Литературное развитие дошкольников» размещена в разделах
Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Это тот период роста ребенка, когда начинает формирование его личности: развивается мышление, речь, обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего, развиваются задатки художественного вкуса, зарождается любовь к Родине.
Книга для ребенка трех лет не является предметом необходимости, нужно привлечь внимание малыша к книге. Читательская деятельность малыша в этот период развития связана с рассматриванием, недолгим слушанием и первым общением с книгой из рук взрослого.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и все меньше уделяют внимания чтению книг. Изменяются читательские привычки, характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге, характер, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник получения информации. Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению? Эти вопросы заботят и педагогов и родителей.
Несколько полезных советов и рекомендаций для родителей по литературному развитию ребенка :
• Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.
• Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.
• Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть обязательно и свои собственные. Помогайте своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всем членам семьи.
• Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравиться.
• Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Не лишайте его этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.
• Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.
• Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.
• Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.
• Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
• Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
• Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
• Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.
Целенаправленная работа воспитателей и родителей, конечно же, будет способствовать развитию у детей интереса к книгам, тяготению к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети смогут поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно развивает и творческие способности детей.