Махарандина Светлана
Литературно-познавательная викторина «Дети о Пушкине»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТИ О ПУШКИНЕ.
ЛИТЕРАТУРНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА.
ЦЕЛЬ: Расширение представлений детей об А. С. Пушкине – как об одном из ярких представителей мировой культуры.
ЗАДАЧИ:
Образовательная:
Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя. Формировать связную речь, обогащать словарь детей. Выразительно читать стихи. Участвовать в театрализованной деятельности.
Развивающая:
Развивать внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание;
Развивать навыки коллективной работы.
Публикация «Литературно-познавательная викторина „Дети о Пушкине“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Пушкин А.С. Викторины, интеллектуальные игры
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
Воспитательная:
Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Воспитывать чувство патриотизма.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Портрет А. С. Пушкина.
2. Выставка художественных работ по рисованию, лепке, силуэтной аппликации.
3. «У лукоморья дуб зеленый…» - дерево с цепью.
4. Канделябры со свечами.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Внесениие в групповую среду портрета писателя.
2. Посещение детской библиотеки.
3. Выставка книг со сказками поэта.
4. Беседа по теме: «Детство Пушкина».
5. Иллюстрированная беседа «Великий Пушкин».
6. Создание иллюстративно – речевого альбома «Пушкин».
7. Слушание аудиозаписей сказок Пушкина :
• «Сказка о рыбаке и рыбке»;
• «Сказка о золотом петушке»;
• «Сказка о царе Салтане»;
• «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
• «Сказка о попе и его работнике Балде».
В исполнении лучших артистов: О. Табакова, И. Смоктуновского.
8. Создание художественно – изобразительных работ по сказкам А. С. Пушкина.
9. Разучивание стихотворений поэта о временах года.
10. Разучиваниие стихотворений о поэте.
11. Слушание классической музыки.
12. Совместная деятельность с родителями. Поделки по теме: «Что за прелесть эти сказки!»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущая;
Арина Родионовна;
Кот Ученый.
Дети двух подготовительных групп.
Актеры представления «Сказки о старике и золотой рыбки»
Оформление музыкального зала рисунками и творческими поделками детей и родителей.
Ход ЛИТЕРАТУРНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ВИКТОРИНЫ :
Под музыку Хачатуряна «Маскарад» дети рассаживаются в зале.
Мальчики в белых рубашках и черных бабочках, черных брюках.
Девочки с высокими прическами и локонами, по возможности пышных платьях, с веерами в руках.
Ведущий:
Я с детства Пушкиным живу,
Стихи его читаю,
Знакомством с ним я дорожу,
И наизусть все знаю.
Ко мне вошел он не спеша,
С хорошей доброй сказкой,
И новый мир для малыша,
Расцветил яркой краской.
И каждый день, и каждый миг
Он был со мною рядом,
И много самых лучших книг,
Росли прекрасным садом,
Страницы легкою листвой,
При чтенье шелестели,
И с каждой новою строкой
Мы с Пушкиным взрослели.
И он открыл мне этот мир,
Большой и неизвестный,
Учитель, сказочник, кумир,
Мой лучший друг чудесный!
Здравствуйте, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые взрослые.
Сегодня мы говорим, вспоминаем, восхваляем и чтим одного из выдающихся поэтов русской и мировой литературы А. С. Пушкина.
Но в детстве он был самым обычным ребенком, таким как вы, ребята. Не верите? А давайте посмотрим на маленького Сашу Пушкина и послушаем о нем рассказ его нянюшки Арины Родионовны.
СЦЕНА ПЕРВАЯ:
АРИНА РОДИОНОВНА И САША ПУШКИН.
Оборудование: письменный стол, гора книг, чернильница с пером, подсвечник. В кресле ребенок с книгой, читает. Рядом в другом кресле с вязанием в руках няня Арина Родионовна.
Няня (вполголоса) : Сашенька – то опять за чтением. Любимое занятие.
Про Сашеньку я знаю все и вам, ребята, расскажу.
Сашенька – то опять за чтением. Любимое занятие.
Про Сашеньку я знаю все и вам, ребята, расскажу.
- 6 июня 1799 появился на свет маленький Саша Пушкин.
Его милые детские глаза блестели удивительно умные, у него были чуть припухлые губы, светлые пушистые волосы.
Он был такой как вы: немного нескладный и живой, порывистый, вспыльчивый, дерзкий, немного замкнутый.
Он так же любил играть, гулять и слушать сказки, стихи, музыку.
Его родители — были очень грамотными, образованными людьми и старались дать хорошее образование и своим детям.
У Александра Пушкина была ещё старшая сестра и младший брат.
В доме у Пушкиных всегда собиралось много гостей: это были знаменитые писатели, поэты, историки.
Когда родители уезжали, Саша проникал в кабинет, забирался в огромное отцовское кресло и при свете свечи читал.
Он не видел и не слышал ничего вокруг, только книги.
Ребёнком до семи - восьми лет мальчик почти ничем не выделялся; был молчалив, не любил шумных игр; был сосредоточен и наблюдателен, любил слушать в безмолвной тиши рассказы и сказки.
На двенадцатом году жизни Александра Пушкина определили в Царскосельский лицей.
Годы, проведённые Пушкиным в лицее, были сложными, приходилось приложить немало усилий, осваивая математику, но счастливыми, мальчик запомнил их навсегда.
Детские годы Пушкина – это особая страничка в его жизни.
Будущий великий поэт уже в детстве много читал и много знал. Великолепно владел французским языком, изучал немецкий, английский язык.
Он внимательно слушал русские сказки и былины, обучался русскому языку. В общем, будущая знаменитость России в детские годы даром времени не терял. Он освоил многое. И это ему очень пригодилось в жизни.
Когда Саша вырос, написал про меня стихотворение.
Ребенок встает с кресла, обнимает няню за плечи и читает стихотворение.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых,
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы,
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы,
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты:
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы,
Теснят твою всечасно грудь.
Сцена заканчивается, апплодисменты.
СЦЕНА ВТОРАЯ:
СТИХИ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.
Ведущий:
Да, очень близким человеком была для Пушкина его няня, Арина Родионовна. Как я уже говорила, она была первым слушателем его стихов. Поэтический дар Пушкина пробудился рано. Писал он ещё в детстве, но особенно ярко это стало заметно во время его учёбы в специальной школе для мальчиков в лицее, куда был определён 12-летний Пушкин.
А стихи Пушкин писал самые разные, всё было предметом его поэзии.
Он отзывался на всё, откликался на всё : с гордостью повторяем мы стихи о Москве и Петербурге, нам дорога в Пушкине его любовь к русской истории, к богатырским подвигам народа. Мы как бы становимся участниками этих событий. Много стихотворений он посвятил своим друзьям.
А Пушкинская любовь к природе давно стала и нашей любовью.
Стихи о природе.
«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня,
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
«Уж небо осенью дышало»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
«Унылая пора! Очей очарованье!»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
«Гонимы вешними лучами»
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжёлым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И всё, что радует, живит,
Всё, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мёртвую давно,
И всё ей кажется темно?
Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживлённой
Сближаем думою смущённой
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли к нам приходит
Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит
Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ:
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
Оборудование: Дуб с золотой цепью.
Ширма с изображением морской волны.
Дети встают полукругом и поют песню «О сказках»
Не бывает в наши дни чудес на свете!
Для тех, кто не верит в них сам.
Нет Кощея: это знают даже дети!
А сказки живут тут и там.
Припев:
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути!
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди.
Есть на курьих ножках в сказке той избушка.
Поверить в такое смешно!
Там в царевну превращается лягушка.
Что смысла в наш век лишено!
Припев:
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути!
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди.
На вопросы нам наука даст ответы.
А в лесу Белоснежка живёт.
К дальним звёздам отправляются ракеты!
Но есть и ковёр-самолёт.
Припев:
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути!
Это присказка, не сказка-
Сказка будет впереди!
(Рассаживаются)
Ведущий:
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.
Ребенок: «У лукоморья дуб зеленый….»
Читает наизусть.
За деревом слышится мяуканье.
Ведущий: Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку?
Появляется кот (с книгой сказок Пушкина)
Ведущий: Как вы сюда попали?
Кот: Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.
Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…
Кот:
Но вначале для порядка,
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит,
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
Дети отгадывают.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.
Кот: А вот и следующая загадка:
Чуть опасность где видна.
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется,
И кричит: «Кири – ку – ку!
Царствуй лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке»)
Игра «Куда смотрит петушок»
Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т. д.
Кот: Ребята, скажите, а из какой сказки этот предмет? (зеркальце) (Кот берет зеркало)
- А что царица сделала, когда ей зеркало сказало что она всех милее?
Игра: «Повторяй за мной»
Показывает движения, дети вместе с ним.
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Кот: Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами.
Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А. С. Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую сказку А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Кот уходит.
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ:
«И С МАЛЫХ ЛЕТ МЫ ЧТИМ ТЕБЯ, ВЕЛИКИЙ НАШ ПОЭТ!»
Звучит «Отзвуки вальса»
Ведущий, задувая свечи:
Закончен вечер. Гаснут свечи.
Но не погаснет никогда
Талант и гениальность Пушкина –
Великого поэта не все времена.
Дети по одному подходят к ведущей.
1 ребенок:
Есть имена, как солнце!
Имена - Как музыка!
Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине : поэте,
Действительном, в любые времена!
2 ребенок:
Плещеев А. «Памяти Пушкина»
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
3 ребенок:
Пушкин — это возрожденье
Русской Музы — воплощенье,
Наших трезвых дум и чувств,
Это — незапечатленный
Ключ поэзии, священный
В светлой области искусств.
Это старой няни сказка,
Это молодости ласка,—
Огонёк в степной глуши,
Это — слёзы умиленья,
Это — смутное влеченье
Вечно жаждущей души…
4 ребенок:
Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели.
Мне сладок слог твой,
Наслаждаюсь я
Таким божественным прекраснейшим звучаньем.
Читаю с упоением тебя,
И, предаюсь различным состояньям.
5 ребенок:
Мой Пушкин!
Преклоняюсь пред тобой,
Перед твоим талантом безупречным.
К тебе пылаю нежной, неземной
Любовью безграничной, бесконечной.
6 ребенок:
Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными словами.
Ведущая приглашает детей и родителей под сказочную музыку, пройти по залу и полюбоваться рисунками, аппликациями, поделками.
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
Участники:
• Ведущий — ребенок,
• Старик,
• Старуха,
• Золотая рыбка.
Ведущая: девочка с книгой (входит, усаживается в кресло, раскрывает книгу).
Жил старик со своею старухой,
У самого синего моря.
Появляются Старик и Старуха.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — с золотою.
Появляется Золотая Рыбка.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка: (жалобно).
Отпусти ты, старче, меня
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Ведущий.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года,
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую,
И сказал ей ласковое слово.
Старик:
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо.
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
(Рыбка, поклонившись, уплывает).
Ведущий:
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старик:
Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотую рыбку, не простую.
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценой откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Старуха:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Ведущий:
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Старик (приставляет руки ко рту, протяжно кричит) :
- Золотая рыбка!
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Старик (кланяется) :
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Ведущий:
Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Старуха (склочно) :
Дурачина, ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке,
Поклонись ей, выпроси уж избу.
Ведущий:
Вот пошел он к синему морю
(Помутилося синее море).
Старик:
- Золотая рыбка!
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою;
Избу просит сварливая баба
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет.
Ведущий:
Воротился он к своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха:
Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.
Ведущий:
Пошел старик к синему морю;
(Неспокойно синее море).
Старик:
- Золотая рыбка!
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой.
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом.
Ведущий:
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Старик:
Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна?
Старуха:
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей.
Старик:
Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство.
Старуха:
Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, с дворянкой столбовою? -
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле.
Ведущий:
Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).
Старик:
- Золотая рыбка!
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей.
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!
Ведущий:
Старичок к старухе воротился. Что ж?
Пред ним царские палаты.
В палатах видит он свою старуху,
За столом сидит она царицей.
Старик:
Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?
Старуха:
Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
Ведущий:
Старик не осмелился перечить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря.
Старик:
- Золотая рыбка.
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка,
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне - море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у нее на посылках.
(Рыбка молча уходит).
Ведущий:
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.