Наталья Шувалова
Литературно-познавательная викторина по произведениям В. Г. Сутеева для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
ЦЕЛЬ: Закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева, воспитывать любовь к художественной литературе, упражнять в умении определять и называть произведения по отрывку, отгадывать загадки.
Материал: Выставка книг В. Г. Сутеева, портрет писателя, детские рисунки, предметы, упоминаемые в сказках.
Предварительная работа: Чтение произведений В. Г. Сутеева. Просмотр иллюстраций к книгам разных писателей, мультфильмы, рисование любимых героев, конструирование кораблика.
Публикация «Литературно-познавательная викторина по произведениям В, Г, Сутеева для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- Сутеев В.Г. Викторины по произведениям
- Темочки
Ход ВИКТОРИНЫ.
Воспит. : Ребята, вы никогда не задумывались почему серьезные взрослые люди сочиняют книги для детей?
Скорее всего, потому, что каждый взрослый в душе ребенок и ему подольше хочется оставаться в уютном мире сказки.
Сегодня я приглашаю вас в сказку - мир, полный добра, чудес, волшебства и тайн.
Стоит пенек, на пеньке теремок, а в теремке живут зверюшки - запасливый ежик, трусоватый, но добрый заяц, любопытные котята и хозяйственный щенок.
Сегодня наша викторина будет посвящена детскому писателю, художнику, кинорежиссеру Владимиру Григорьевичу Сутееву. Сутеев с детства очень любил рисовать. Став взрослым, он работал художником. Он делал иллюстрации к детским книгам. Когда стали создавать мультфильмы, он принял участие в работе над первыми мультфильмами. Главная книжка, которую он написал сам, а также нарисовал все иллюстрации, называлась «Сказки и картинки». Раньше каждая сказка выходила в свет отдельной книжкой, а теперь они были объединены в одну.
Художник рисовал картинки не только к своим книжкам. Он делал иллюстрации к книгам К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, М. Пляцковского. Многие вам знакомы: «Солнышко на память», «Крошка енот», «Про козленка который умел считать до 10», «Котенок по имени Гав» и другие. Книги Сутеева переведены на разные языки, их знают не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги Сутеева несут детям добро и тепло человеческой души. (Обратить внимание детей на выставку книг В. Сутеева и иллюстрации к книгам других авторов. Предлагается детям назвать знакомые им произведения.)
Задание первое. Я буду зачитывать отрывок из книги, а вы должны отгадать, из какой книги эти строчки:
«А в воде уже бой идет: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь недолго думал и с разбегу тоже бултыхнулся в воду» (рассказ «Кот-рыболов»).
Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал…. На голову Снеговику надели старое ведро, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку» (рассказ «Елка»).
А добрый Петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку». Стал Гусь ни на кого не похож» (рассказ «Это что за птица»).
Заяц с кочки на кочку перепрыгивает, Ежик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет. – Эй, колючая голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверное твоя палка…» (рассказ «Палочка-выручалочка»).
Набрал Заяц полный мешок яблок, Мешок тяжелый - не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке. (Рассказ «Мешок яблок»).
Как-то раз застал Муравья сильный дождь, Куда спрятаться? (рассказ «Под грибом»).
Крик, шум, на весь лес. И уже драка начинается. Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул. (РАССКАЗ «Яблоко»).
Воспит. : Молодцы,
Второе задание: Я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны найти в книгах. ЗАГАДКИ:
Удивительный портной,
-Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет,
и утюг не разогрет….
Но зато иголки есть.
Сколько?
И не перечесть.
(Перечислить рассказы, где встречается отгадка «Ёж» - «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Дядя Миша», «Мешок яблок»).
Он зимой под вьюги вой спит в избушке снеговой.
А когда придет весна, Просыпается от сна.
(Медведь - рассказы «Дядя Миша», «Яблоко», «Елка», «Терем-Теремок», «Кот-Рыболов».)
Над цветком порхает, пляшет,
веерком узорным машет.
(Бабочка - рассказы «Под грибом», «Цыпленок и Утенок»).
Мохнатенькая и усатенькая,
ест и пьет,
Песенки поет.
(Кошка, кот - рассказы «Капризная кошка», «Три котенка», «Кот-рыболов», «Кто сказал МЯУ», «Дядя Миша».)
Само с кулачок,
Красный бочок,
Тронешь пальцем - гладко,
а откусишь - сладко.
(Яблоко - «Яблоко», «Мешок яблок».)
Сидит в норке,
Ест хлеба корку.
(Мышонок - «Дядя Миша», «Три Котенка», «Под грибом», «Кто сказал МЯУ», «Кораблик», «Мышонок и Карандаш», «Терем –теремок»).
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит,
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух - «Петух и краски», «Кто сказал МЯУ», «Разные колеса», «Терем-теремок».)
А теперь третье задание: Я буду показывать вам предметы, а вы будете называть кому они принадлежат, и из какой они сказки.
Карандаш - Капризная кошка, Мышонок и карандаш.
Письмо Деду Морозу – Елка.
Краски - Петух и краски,
Палка-Палочка выручалочка,
Яблоко - Мешок Яблок, Яблоко.
Удочка - Дядя Миша,
Кот – рыболов,
Ореховая скорлупа – Кораблик.
Колесо - Разные колеса.
Вот молодцы! Сколько сказок знаете. Не забывайте своих сказочных друзей, читайте замечательные рассказы, сказки,рассматривайте иллюстрации В. Г. Сутеева, И помните: он был счастлив, что посвятил себя детям.
В гостях у дедушки Корнея (Занятие- развлечение по творчеству К Чуковского). Предварительная работа: Оформление выставки книг К. И. Чуковского,Чтение стихов и сказок автора. Просмотр иллюстраций к сказкам и стихам. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом любимом детском писателе- Корнее Ивановиче Чуковском. Его стихи приносят радость всем. Не только вы, но и ваши родители,дедушки и бабушки тоже с удовольствием слушали и сами читали стихи и сказки Чуковского. Трудно представить что когда то не было таких сказок «Бармалей», «Тараканище».» Телефон», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»,»Путанница».Дети,а вы любите сказки К. Чуковского? 9Да). За что же мы их любим? (Они добрые,веселые, иньересные,забавные, смешные). А еще они очень поучительные осле каждого знакомства со сказкой вы начинаете понимать,что есть добро,а что зло. И постарайтесь походить на добрых и смелый героев. Но секрет успеха произведений Чуковского не только в героях и их приключениях, но и в том,как они написаны. Вот послушайте внимательно эти строчки из известной вам сказки. УТЮГИ ЗА САПОГАМИ, САПОГИ ЗА ПИРОГАМИ, ПИРОГИ ЗА УТЮГАМИ, КОЧЕРГА ЗА КУШАКОМ. Правда,похоже на то,что слова как будто бегут по лестнице,перепрыгивая друг через друга? Такие строки легко запоминаются на всю жизнь. Звучные стихи Чуковского развивают и обогащают нашу речь. (Звонит телефон. Воспит. берет трубку). Воспит. У меня зазавонил телефон. Кто говорит? Дети: (хором) Слон. Восп. Откуда? Дети- От верблюда, Восп. Что вам надо? Дети-Шоколада, Воспит: (кладет трубку).Как называется стихотворение,отрывок из которого вы мне помогли прочесть? Дети «Телефон». Воспит. Правильно, А знаете ли вы, что сказки Чуковский писал не всегда, они родились у него случайно. Первым появился «Крокодил». У Корнея Мвановича заболел сын. Он вез его домой в ночном поезде и, чтобы както отвлечь мальчика, под стук колес он стал рассказывать: ЖИЛ да был крокодил. Он по улицам ходил, Папиросы курил, По турецки говорил- Крокодил,Крокодил Крокодилович… А знаменитый «МОЙДОДЫР» появился, когда однажды,работаЯ в своем кабинете,писатель услышал как плачет громко его маленькая дочка. Она не желала мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на реки и неожиданно сказал: НАДО,надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам- Стыд и срам! Стыд и срам!. А Уж потом было множество других сказок и стихов. Сегодня произведения Чуковского переведены на многие языки, поставлены спектакли, созданы мультфильмы. Дети, а что интересного, необычного в произведениях Чуковского? Имена героев. Он придумывал своим героям необычные имена. Вот например –Мойдодыр. Вслушайтесь в звучание этого слова ; Мой до дыр. Из каких слов состоит название (Ответы). А Айболит?. Почему автор так назвал своего героя?.От какиз слов произошло название. (ответы). Воспит. Ребята, а что же это за звук? Как вы думаете,какому персонажу он принадлежит? (Жужжание мухи).Правильно Сказка «Муха-Цокотуха». Давайте вспомни,что же случилось с героиней сказки,и как сказка завершилась. Воспит. Молодцы, ребята. Хорошо знаете сказки Чуковского. Вы знаете Жизнь Чуковского без детей очень трудно представить. Все его книги –для детей и о детях. Его даже называли «Детским праздником». У каждого из вас есть любимая сказка Корнея Чуковского, есть любимый герой. Давайте мы с вами нарисуем своего любимого героя и из ваших рисунков соберем книжку с иллюстрациями к сказкам К. Чуковского. --- Перспективный план кружковой работы «Книжкины друзья» группа «Русалочка» ---сентябрь: 1 История книги. Из чего состоит книга,кто участвует в создании к ниги. Для чего нужна книга. Октябрь Здравствуй, Осень золотая «. Осень в произведениях писателей т поэтов. Рисование иллюстраций. Закрепить знание детей о том, какие писатели и поэты изображали в своем творчестве осень. Здравствуй, Осень золотая «. Осень в произведениях писателей т поэтов. Рисование иллюстраций. Закрепить знание детей о том, какие писатели и поэты изображали в своем творчестве осень. Здравствуй, Осень золотая «. Осень в произведениях писателей т поэтов. Рисование иллюстраций. Закрепить знание детей о том, какие писатели и поэты изображали в своем творчестве осень. Ноябрь : Море –Мир безбрежный. Маринисты-кто это. Почему художников, поэтов Писателей,музыкантов так называют. Просмотр Иллюстраций, рисование моря. Декабрь : Здравствуй, гостья Зима. Стихи о Зиме. Литературная викторина по творчеству В. Г. Сутеева. Чтение Рассказа –сказки «Елка». Изготовление новогодних поделок, аппликаций. Январь. Мои Новогодние каникулы. –Изготовление книжки –раскладушки на тему «Праздник возле елки». Ремонт книг, подклейка обложек, ФЕВРАЛЬ: «Жили –были на Руси….» -Былины о богатырях, «Наша армия родная. -знакомство с произведениями об армии. Рисунки об армии. Просмотр мультф. О богатырях. МАРТ : «Дорогие наши мамы….» Поделки для мам, Чтение Э. Вангели «Подснежники». Рисуем портрет мамы. В гостях у дедушки Корнея. Стихи и сказки Чуковского. Развлечение. АПРЕЛЬ: «Весна пришла». Рассказы и стихи о весне (иллюстрации). Выставка-просмотр книг о природе В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков. Чтение. День Земли. Книжка-раскладушка о птицах и животных (рисунки детей). М АЙ. «Долгий путь к Победе». Стихи и проза о войне. Выставка книг,ил о войне. Прослушивание аудиозаписей. Лечим книжки-ремонт книг… ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: МЫ-книжкины друзья Что мы сделали за учебный год. Что больше всего запомнилось. Какое занятие было интереснее всего.