Марина Еникеева
Литературная викторина для детей средней группы «Путешествие в Литературную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина для детей средней группы
Тема:
Путешествие в Литературную страну
Цель: Развитие у детей читательского интереса, эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы
Задачи:
- Закреплять знания детей о названиях и героях русских и зарубежных сказок, последовательности сюжетов;
Публикация «Литературная викторина для детей средней группы „Путешествие в Литературную страну“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать память, внимание, умение выразительно и эмоционально читать стихотворения;
- Закреплять знания детей о сказках К. И. Чуковского;
- Обогащать активный словарь;
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи;
- Развивать у детей коммуникативные навыки, умение действовать сообща;
- Знакомить детей с пословицами о книге
Оборудование: эмблемы для команд;
аудиозаписи с песней "Голубой вагон", "Шоколадные мишки и сахарные зайчата";
конверты с заданиями: "Угадай название сказки и покажи картинку"(загадки, "Угадай героя сказки" (загадки, "Продолжи стихотворение" (загадка и стихотворения, "Назови сказку К. И. Чуковского и покажи книжку"(загадки, "Кто на чём ехал в сказке "Тараканище"?" (картинки с изображениями: медведи, велосипед, комарики, воздушные шарики, волки, кобыла, раки, собака, львы, автомобиль, зайчики, трамвай, жаба, метла);
стенд с картинками из сказок: "Три поросёнка", "Курочка Ряба", "Маша и медведь", "Кот, петух и лиса", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Гуси -лебеди";
стенд с картинками: медведь, Дед Мороз, котенок, два кота, светофор;
2 коробочки с героями сказок "Теремок", "Репка", 2 столика;
3 стульчика с закрытыми игрушками: медведь, зайка, мяч;
2 стульчика с картинками: Айболит, Мойдодыр; 2 корзинки, 2 узелка с предметами: фонендоскоп, шприц и другие к сказке "Айболит", мыло, зубная паста и другие принадлежности к сказке "Мойдодыр", разные игрушки);
клубок;
пакет с книгами.
Предварительная работа: чтение русских народных, зарубежных сказок, сказок К. И. Чуковского, заучивание стихотворений, отгадывание загадок
Ход литературной викторины:
Дети входят в зал, на детях надеты эмблемы (команда "Котята" и команда "Щенята")
Воспитатель подзывает детей.
-Ребята, а вы любите путешествовать? А сюрпризы вы любите?
- А вы хотите отправиться в Литературную страну? (ответы детей) .
-А вы знаете, что это за страна? (Ответы детей, при необходимости помочь дать ответ: Это страна, где живут разные книги: сказки, рассказы, стихи, а также герои и персонажи произведений).
-А вы знаете пословицы и поговорки о книге?
- Познакомиться с пословицами и поговорками о книге мы сможем выполняя задания, путешествуя по разным станциям Литературной страны. А также в конце путешествия нас ждет сюрприз!
Мы друзей встречаем
Всем добра желаем.
Каждый улыбается
Наше путешествие в Литературную страну начинается!
Звучит песня "Голубой вагон" В. Шаинского (дети под музыку имитируют движение поезда и "едут")
-Мы с вами прибыли
на станцию "Сказочная"
, где живут сказки и сказочные герои.
1 задание: "Угадай героя сказки"
Воспитатель открывает конверт с заданием и читает загадки поочередно каждой команде. Дети стоят полукругом и отгадывают загадки, называют героя сказки хором. (Приложение 1)
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно назвали героев сказок.
Дети присаживаются на стульчики по двум командам.
Следующее
задание на Сказочной станции: "Угадай название сказки и покажи картинку"
Воспитатель ставит стенд с картинками сказок, берет конверт со 2 заданием, читает загадки поочередно каждой команде. Дети, отгадывая загадки, выходят и показывают картинку, соответствующую отгадке. (Приложение 2)
Воспитатель: Молодцы! И с этими загадками справились ловко.
Итак,
третье задание: "Расставь героев сказки по порядку".
Воспитатель ставит 2 столика, командам предлагаются фигурки из сказок "Репка" и " Теремок".
Воспитатель: Вот и третье задание выполнено, вы отличные знатоки сказок! Воспитатель вручает командам пословицу о книге, которая состоит из двух частей. Затем, соединяя части пословицы зачитывает её детям: "Книга - лучший друг"
-Оправляемся дальше в наше путешествие по Литературной стране.
Звучит музыка, дети изображают движение поезда.
Воспитатель: Мы прибыли
на станцию "Любимые стихотворения".
Первое задание "Выбери картинку и прочти стихотворение"
Перед детьми выставляется стенд с картинками к стихотворениям.
Воспитатель: Команды выбирают картинку на стенде и выразительно все вместе читают стихотворение. Команда "Щенята", ваш выбор.
Члены команды "Щенята" выбирают картинку и читают стихотворение, затем команда "Котята".
Воспитатель: Ребята, у меня в руках книга Агнии Барто "Игрушки".
Следующее задание: "Выбери игрушку и прочти стихотворение Агнии Барто".
Вам нужно выбрать игрушку на одном из стульчиков и прочесть стихотворение Агнии Барто.
Перед детьми ставятся 3 стульчика с игрушками, прикрытыми салфетками. Команды выбирают стульчик с игрушкой, открывают, вспоминают стихотворение А. Барто и читают его.
Воспитатель: Молодцы!
Следующее
задание "Продолжи стихотворение".
А о чем будут эти стихотворения, мы узнаем, если отгадаем загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …(весна)
Воспитатель вскрывает конверт с заданием и читает начало стихотворения С. Я. Маршака:
"Апрель! Апрель На дворе звенит капель. ", дети команды "Щенята" продолжают.
Далее читает для команды "Котята" начало стихотворения Ф. Тютчева:
"Зима недаром злится. "
Воспитатель: Ребята, вы настоящие знатоки стихотворений! И вот вам ещё одна пословица о книге.
Воспитатель вручает командам 2 части пословицы и затем зачитывает её:
"Книга не самолет, а за тридевять земель унесет".
-А теперь мы продолжаем наше путешествие.
Звучит музыка, дети изображают движение поезда.
Воспитатель: Мы прибыли
на станцию "Музыкальная"
Дети танцуют "Шоколадные мишки и сахарные зайчата" (А. Евдотьева)
Воспитатель: Хорошо ребята танцевали! Молодцы!
Отправляемся дальше в наше путешествие по Литературной стране.
Звучит музыка, дети изображают движение поезда.
Воспитатель: Мы прибыли на
станцию "Сказки Корнея Чуковского
"
-В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Воспитатель:
1 задание: "Назови сказку Корнея Чуковского и покажи книжку"
Перед детьми ставится стенд с книгами К. Чуковского.
Воспитатель вскрывает конверт и читает загадки, дети отгадывают. (Приложение 3)
Воспитатель: Отлично! Вы отгадали все загадки по сказкам Корнея Чуковского и показали правильно книжки.
Следующее задание: "Кто на чем ехал в сказке Корнея Чуковского "Тараканище"?"
-Вам нужно соединить карточки зверей с транспортом.
Из конверта командам раздаются карточки. Команда "Котята" изображения: медведи, велосипед, комарики, воздушные шарики, волки, кобыла, раки, собака; команда "Щенята":львы, автомобиль, зайчики, трамвай, жаба, метла.
Дети раскладывают карточки на столе, соединяют по смыслу, затем вслух читают стихи из сказки "Тараканище".
Воспитатель: Вы справились и с этим заданием!
Следующее
задание: "Разложите потерянные вещи"
Перед детьми на расстоянии ставятся для двух команд соответственно два стула с корзинками и с изображениями Айболита и Мойдодыра. А также два узелка с различными предметами.
Воспитатель: Командам нужно разобрать вещи и перенести героям сказок Корнея Чуковского "Айболит" и "Мойдодыр".
Дети переносят предметы, лишние остаются.
Затем проверяют, все ли вещи перенесли правильно, при этом проговаривают названия принесенных предметов.
Воспитатель: Вот мы выполнили все задания и на станции "Сказки Чуковского"! Молодцы! Вот и ещё одна пословица о книге: " Золото добывают из земли, а знания - из книги". Итак, отправляемся дальше!
Звучит музыка, дети изображают движение поезда.
Воспитатель: Мы прибыли на станцию
"Сюрпризная".
-А вот и волшебный клубок, который поможет отыскать сюрприз.
Воспитатель катит клубок, клубок "приводит" за домик к блестящему пакету. Пакет завязан.
Воспитатель: А вот и сюрприз! Что же в этом красивом пакете? Мы узнаем, если вы отгадаете загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
-А пакет наш откроется, если вы назовете пословицу о книге.
Дети называют одну из пословиц, пакет открывается, воспитатель достает детям книги.
Воспитатель: Эти книги мы обязательно прочитаем и рассмотрим в группе.
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось наше путешествие?
По какой стране мы путешествовали? Кто и что живет в Литературной стране? Ответы детей.
-Литературная страна дарит нам чудеса, без неё прожить нельзя. Но прощаться нам пора! До встречи скажем и до новых встреч!
Дети с подарками выходят из зала.
Приложение 1
Загадки (о названиях сказок):
1. Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?. (Три медведя)
2. У него избушка тёплая - лубяная,
А у лисоньки - ледяная.
Захотелось плутовке в тепле пожить
И решила она хозяина выгнать. (Зайка из сказки "Заюшкина избушка")
3. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти маленькие дети? (Козлята)
4. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
5. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабой помогла. (Мышка)
6. Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть и. (Верть)
7. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
8. Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая
Несёт её домой. (Маша из сказки "Маша и медведь")
Приложение 2
Загадки (о героях сказок)
:
1. Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что за сказка? ("Колобок")
2. В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришёл потом,
Поломал звериный дом. ("Теремок")
3. Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собачка Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? ("Репка")
4. Бабке Ёжке птицы служат -
Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят. ("Гуси-лебеди")
5. Ах ты Петя, петушок
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. ("Кот, петух и лиса")
6. Носик пяточком,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Так в какой же это сказке? ("Три поросёнка")
7. Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке, неси дедушке
Угадайте, в какой это сказке? ("Маша и медведь")
8. В этой сказке дед и баба плачут,
А курочка кудахчет:
"Не плачь дед, не плачь баба
Я вам снесу другое яичко не золотое, а простое" ("Курочка Ряба")
Приложение 3
Загадки (по сказкам К. И. Чуковского)
:
1. "Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче. ("Муха-Цокотуха")
2. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл,
пошёл.
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!" ("Федорино горе")
3. Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете
Их не обрываете? ("Чудо-дерево")
4. "Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!"
"Приезжайте, доктор,
В Африку скорей,
И спасите, доктор,
Наших малышей!" ("Айболит")
5. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушёными грибами. ("Путаница")
6. И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Да очень маленьких! Детей! ("Бармалей")
7. А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
-Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. ("Телефон")
8. "Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат.
И тебе головомойку,
Неумытому дадут -
Прямо в Мойку, прямо в Мойку
С головою окунут!" ("Мойдодыр")