Лучший педагог года

Лидерство и руководство

Катерина Михайловна
Лидерство и руководство
▼ Скачать + Заказать документы

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как

групповые процессы, связанные с социальной властью в группе.

В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений.

В социально-психологическом смысле лидерство и  руководство – это

механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг

индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Публикация «Лидерство и руководство» размещена в разделах

Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический – в

зависимости от ориентации и лидеров и руководителей. Формальный, или

инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями

руководителя, а психологический определяется личностными возможностями

руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем :

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель -формальные.

Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как

элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду,

представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства.

Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер.

Он может использовать формальные и не формальные санкции. Лидер имеет

возможности использовать только неформальные санкции;

5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия

решений.

Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как

внешней, так и внутренней.

Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной

группы.

Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно.

Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы.

Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером.

Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Некоторые социально психологические закономерности влияния справедливы

как для лидерства, так и для руководства.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные.

Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого

определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

К социологическим теориям лидерства относятся : теория черт, ситуационная

теория, теория определяющей роли последователей, реляционная теория.

Теория черт включает идею о том, что лидерство – феномен, рождаемый

специфическими чертами лидера.

В социологических концепциях М. Вебера и Э. Трельча был введен

специальный термин для обозначения такой специфической черты лидера,

как харизма – исключительная одаренность человека, которая производит

особое впечатление на окружающих его людей.

Теория получила достаточно много опровержений в связи с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера.

Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе

выдвижения лидера.

Лидер – функция ситуации.

Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, высока вероятность смены лидера.

Т. Шибутани выделил два психологических фактора, которые зависят от

изменения ситуации: степень формализации группы и степень автономии членов группы.

Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов:

1) внезапные критические ситуации.  Они являются непредсказуемыми,

возникают как стихийный процесс и способствуют выдвижению нового лидера;

2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации.  Лидеров и

руководителей специально готовят для определенных действий в таких

ситуациях;

3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе которых лежат

конвенциональные нормы.

Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера.

Люди, склонные к доминированию в общении, часто здесь выступают в роли

лидера;

4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации,

возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой

большинства людей);

5) групповые ритуалы.  Это неформальные отношения, определяющие

шаблоны социального поведения большинства членов группы.

Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории

определяющей роли последователей.

Лидерство – функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не

может существовать без социальной группы.

Если группа не поддерживает лидера, то он утрачивает возможность влиять на ее деятельность, в связи с этим необходимо изучать требования и интересы группы.

В рамках теории черт, ситуационной теории и теории определяющей роли

последователей изучались различные проблемы влияния и руководства.

Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение

последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности

лидера, была разработана комплексная (реляционная) теория лидерства,

включающая в себя основные идеи всех трех теорий.

В концепциях психоаналитического направления лидерство рассматривалось как эффект нереализованных в социальной жизни некоторых влечений человека (З. Фрейд).

А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом. Кто боится

людей, видит необходимость властвовать над ними.

В современной социальной психологии популярность обрели психологические

теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так

называемого среднего уровня.

Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на

членов группы (подчиненных или ведомых).

К. Левин выделил три стиля лидерства : авторитарный (директивный,

демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии

обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним

человеком – руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных.

Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в

группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным

обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений

на общем собрании.

Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от

управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций

управления членам группы.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.

При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от

информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее

интерпретировать.

Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция.

Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной

информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и

ускорить формирование неформальных микрогрупп.

Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками.

При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о

групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более

адекватными ситуации.

Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами.

Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения,

толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности.

Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности.

Попустительский стиль встречается реже.

При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности.

Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная

дистанция между членами группы резко сокращается.

В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута.

Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов

группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении.

Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля в

зависимости от условий деятельности.

Основные факторы изменения стиля руководства : степень срочности принятия

решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности  подчиненных или уровень их профессионализма.

Публикации по теме:

Комплексное руководство игровой деятельностью Комплексное руководство игровой деятельностью включает следующие компоненты:планомерное обогащение игрового опыта детей,длительное ознакомление.

Консультация «Лидерство среди дошкольников»Консультация «Лидерство среди дошкольников» С давних времен великие умы размышляли о причинах власти одних людей над другими. Вопросы, связанные с лидерством, исследовали Конфуций,.

Методическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулкеМетодическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулке Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом»Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом» 11 августа. День строителя. Итак, Вы купили строитель. С чего начать? Прежде всего, не давайте его ребёнку сразу, для самостоятельной игры.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лидерство и руководство
Опубликовано: 16 марта 2023 в 10:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лидерство и руководство» (включая файлы) размещена пользователем Катерина Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД