Елена Лякишева
Консультация «Лидерство среди дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Лидерство среди дошкольников
С давних времен великие умы размышляли о причинах власти одних людей над другими. Вопросы, связанные с лидерством, исследовали Конфуций, Аристотель, Платон, Макиавелли, Монтескье, З. Фрейд и многие другие. Было мнение, что лидер – человек справедливый, стремящийся честно служить государству.
По мнению современных исследователей, «Сегодня особенно остро стоит проблема поиска эффективных методов развития личности и формирования лидерских качеств социально активной молодежи, воспитания потенциальных лидеров, быстро и целенаправленно интегрирующихся в социум, оперативно находящих новые пути решения общественных проблем»(Г. В. Старкова)
Публикация «Консультация „Лидерство среди дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Современные педагоги и исследователи считают, что основа будущей личности, многообразные отношения к людям, самому себе и разнообразным видам деятельности закладываются в младшем школьном возрасте. Некоторые считают, что это возможно и в старшем дошкольном возрасте. Но так или иначе, формирование лидеров - планомерный процесс обучения и воспитания, во время которого у ребенка могут проявиться качества лидера :
активность, инициативность, общительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, организованность, самокритика,
работоспособность.
Портрет ребенка – лидера примерно такой : «это ребенок, с которым дети интенсивно взаимодействуют, на его предложения всегда отзываются; взаимодействие с лидером сопровождается яркими положительными эмоциями».
Лидерские качества ребенка старшего дошкольного возраста формируются в процессе игровой деятельности. Играя, ребенок размышляет, воплощает свои идеи, самоутверждается, проявляет настойчивость, стремится к успеху. Игра развивает самостоятельность, творческие способности, личностные качества.
Между ребенком-лидером и остальными детьми наблюдаются дружеские связи, они стремятся сотрудничать, сверстники подчиняются лидеру, пытаются
ему подражать.
Воспитатель занимает важное место в жизни дошкольников и влияет на формирование лидерских качеств. Замечая особенности и причины поступков детей, оказывает положительное влияние на их поведение, создает
условия для развития лидерских качеств; подбирает методы и приемы воздействия на детей.
Согласимся с мнением известных теоретиков. Но педагоги-практики часто видят проявления лидерских качеств у детей и 4, и 5 лет. Да, возможно, это подражание взрослым, особенности характера. Но, наблюдая поведение
таких детей, невольно восхищаешься их смелостью, активностью, организаторскими способностями.
Приведу пример. Заменяя заболевшего воспитателя в младшей группе, и совершенно не зная детей, я обратила внимание на одну девочку,
назовем ее Оля.
Ребенок активно играл, вовлекая в свою игру сверстников мальчишек, которые совершенно безропотно подчинялись воспитателю – Оле. Оля усадила всех у доски, на которой висел плакат «Зимующие птицы». Быстро и точно, пользуясь указкой, назвала всех птиц и начала «опрос» детей.
Хвалила их за правильные ответы. Закончив работу с плакатом, она сказала: «Пойдемте дальше». Фраза явно не из детского лексикона, она, скорее всего, принадлежит воспитателю группы.
Тут же Оля предложила ребятам мягкие кубики.
Оля повела детей к большому зайцу, где опросила их о всех частях тела.
Рассмотрела с мальчишками машинку и ее устройство.
Фраза «Пойдемте дальше» звучала после каждого момента игры. Проведя занятие, Оля успокоилась и занялась своей игрой, мальчишки ее больше не интересовали.
Конечно, все правильно, такие качества лидера, как работоспособность, самокритика, самообладание формируются у дошкольников чуть позже. Пока Оля еще мала и ее психических и физических силенок еще не хватает
на «долгое» лидерство. Она поиграла в воспитателя, удовлетворила свою игровую потребность, не задумываясь о том, как это у нее получилось, что все дети ее слушали.
Но то, что задатки лидера в ней есть – это я увидела своими глазами.
Родители и мы, воспитатели, должны много общаться с детьми, изучать их,
в хорошем смысле, стать им другом и наставником. И тогда в семье и в группе будет расти лидер, который в будущем добьется многого и оценит нашу
поддержку и понимание.