Елена Селиванова
Личностно-ориентированный подход к физическому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Личностно-ориентированный подход к физическому развитию детей дошкольного возраста
Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствияперспективным потребностям личности, общества и государства. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма.
Публикация «Личностно-ориентированный подход к физическому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ориентация педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми
является новой проблемой в современной педагогике. В ходе ее решения на
передний план выступает принцип субъект-субъектных отношений,
предполагающий, что только в условиях равноправного сотрудничества и
взаимодействия возможно эффективное формирование личности, способной к
саморазвитию.
«Личностно-ориентированное образование» стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» – это тот ученик, который точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании напротив, учитель управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор.
Личностно-ориентированные технологии в физическом воспитании :
Диагностика психофизического состояния
Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, физкультурно-спортивные потребности и активность.
Расчет проектируемых индивидуальных характеристик
Физические качества, параметры фигуры, спортивные результаты.
Определение общей направленности занятий физическими упражнениями
Физическая подготовка, формирование гармоничной фигуры, воспитание культуры движений.
Разработка индивидуальных программ физического совершенствования
Развитие мышечных групп, воздействие на развитые и развивающиеся физические качества.
Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности
Сочетание традиционных и нетрадиционных видов физической активности.
Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности
Психофизические упражнения, статические и динамические упражнения.
Определение индивидуального объема нагрузки
Расчет количества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательных действий.
Выявление эффективности образовательной программы по физической культуре
Оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности, физкультурно-спортивной активности и удовлетворенности занятиями.
Оценка эффективности инновационной деятельности и коррекция программ по физической культуре
Сравнительный анализ результативности традиционной и инновационной программ.
Составляющими личностно ориентированного подхода являются :
• основные понятия – индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, «Я-концепция», педагогическая поддержка;
• принципы личностно ориентированного подхода – диалогизация педагогического взаимодействия (позиции взрослого и ребенка должны быть равноправными); проблематизация (взрослый не воспитывает, а актуализирует, стимулирует ребенка к личностному росту, создает условия для исследовательской активности); индивидуализация (выявление и развитие общих и специальных способностей, выбор адекватных индивидуальным возможностям содержания, форм и методов обучения); доверие и поддержка (вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению);
• технологическая составляющая, включающая наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности (диалогичность, деятельно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений и т. д.).
Характерные черты личностно-ориентированного подхода :
• целевые установки, связанные прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка;
• личностно значимое для ребенка содержание учебного материала, способствующее самореализации и самоутверждению личности;
• актуализация жизненного опыта ребенка, создание ситуаций выбора и успеха;
• преобладание субъект-субъектных отношений, диалоговых форм общения;
• развитие индивидуальности и творческих способностей детей.
При выполнении физических упражнений рекомендуется создать ряд условий (внутренних и внешних, обеспечивающих воспитание самостоятельности ребенка:
• накопление информации в виде идеомоторных образов физических упражнений, двигательного опыта, имеющего личностный смысл;
• овладение эталонами техники физических упражнений;
• овладение разнообразными двигательными моделями, которые ребенок может выбрать для себя в момент становления «Я»;
• получение оценки, сравнение задуманной цели и результата выполнения физического упражнения;
• прогнозирование, контроль своих действий и действий товарищей.
Таким образом, у детей возникает своеобразный «детский ориентировочный двигательный идеал» (Т. Э. Токаева, и они могут переносить движение в другие виды деятельности, что важно для самоопределения в собственном поведении.
Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке.